Авторская программа театрального кружка "Улыбка" |
Театральные занятия | |||
Автор: Малофеева Людмила Васильевна | |||
15.07.2015 19:19 | |||
Авторская программа театрального кружка "Улыбка" Составитель: воспитатель Малофеева Л.В. Пояснительная записка В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку:
Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Улыбка». Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей. Для педагога. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи:
Для родителей. Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности. Задачи:
На практике эти задачи реализуются через занятия театрализованного кружка «Улыбка», где обучаются дети 5 — 7 летнего возраста. Данная программа рассчитана на 2 год обучения. Программа построена на принципах:
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
Разделы программы (виды творческой деятельности)
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ, работающих по театральной деятельности: Л.Г. Миланович, А.В. Щеткин, А.Е. Антипина, Н.Ф. Сорокина, Э.Г. Чурилова. Программа соответствует Федеральным Государственным образовательным Стандартом (ФГОС), так как в содержание деятельности включена интеграция образовательных областей. Основной формой работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) и образовательная деятельность в режимных моментах (ОДРМ), подгруппами один раз в неделю (25-30 мин) и в свободное время. Тематический план программы Первый год обучения Основные направления работы с детьми Театральная игра. Театральная игра – исторически сложившиеся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещатся на площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев в спектакле, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно- этические качества Ритмопластика. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Задачи. Развивать умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; Учить запоминать заданные позы и обратно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учиться создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать чёткое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства, культура зрителя). Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем. Работа над спектаклем базируется на авторских пьеса и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектаклей. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (Грустно, радостно, сердито, удивительно, осуждающе, таинственно и т. д); пополнять словарный запас, образный строй речи. Основы кукловождения. Этот раздел формирует устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Задачи. Обучать детей приёмам кукловождения: настольного театра, конусные игрушки, тростевые куклы, напольные куклы, куклы – марионетки, верховые, куклы с «живой рукой» Предполагаемые навыки и умения детей
Обеспечение программы
«Виды театрального искусства», «Театры мира»;
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
Список литературы:
|