Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование пальчикового театра в организации образовательной деятельности по развитию речи
Театральные занятия
Автор: Захарова Анна Александровна   
12.08.2021 10:36

Использование пальчикового театра в организации образовательной деятельности по развитию речиИспользование пальчикового театра в организации образовательной деятельности по развитию речи

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, ясная и правильная речь – залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Под связной речью, Оксана Семёновна Ушакова, профессор, заведующий лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Дошкольный возраст представляет собой благоприятный период для развития речи. На данном возрастном этапе происходит развитие таких категорий связной речи, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение планировать высказывания, соблюдая соответствие теме и содержанию, употреблять образные языковые средства выразительности.

 

Однако в современном обществе живое общение детей все чаще заменяют цифровые технологии: телевидение, телефон и компьютер. Вследствие чего наблюдается увеличение количества детей с несформированной связной речью. Важно заметить, что все психические познавательные процессы взаимосвязаны и нарушение развития речи препятствует развитию когнитивных процессов.

По разумению советского психолога Льва Семёновича Выготского, в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту. Для детей старшего дошкольного возраста – игра. Игровое общение формирует, совершенствует речевую активность ребенка.

Актуальной проблемой педагога в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи является грамотный подбор и использование методов наглядности. Более того, в практике работы дошкольных образовательных учреждений существует односторонний подход к формированию навыков связной речи детей, ограниченный, прежде всего, ситуацией непосредственной образовательной деятельности и недостаточным использованием речетворческого развивающего потенциала различных видов детской художественной деятельности. В этом плане интерес представляет театрально-игровая деятельность детей, а именно использование пальчикового театра в организации образовательной деятельности по развитию речи.

Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик (или на два пальца). Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи русских народных сказок.

Уникальность пальчикового театра состоит в том, что он объединяет в себе два значимых аспекта: развитие мелкой моторики и организацию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Установлено, что мелкая моторика взаимосвязана с речью и способствуют ее развитию. Так, российский физиолог Марионилла Максимовна Кольцова, после проведения ряда исследований, пришла к выводу, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе речевого развития.

Тренировка пальцев стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.

В процессе занятий театральным творчеством, манипуляций с куколками, одетыми на каждый пальчик ребенка, идет естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика. В результате чего пальчиковый театр выступает в качестве одного из важных средств подготовки руки ребенка к письму, развитию координации.

Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Особенностью пальчикового театра выступает то, что он является наиболее потенциальным для воспроизведения сложных сказочных диалогов.

Во время таких игр развивается воображение, творческие способности ребенка, умение удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Пальчиковые театральные игрушки бывают нескольких видов:

  1. Традиционные пальчиковые игрушки надеваются на указательный палец, остальные пальцы могут быть собраны в кулак или свободно расставлены.
  2. «Шагающие» пальчиковые игрушки задействуют сразу два пальца: указательный и средний. Дети чередуют движения этих двух пальцев, имитируя шаги.

Интересно использовать такие игрушки в работе по методике «пальчиковые шаги», когда направление движения определено рисунком тропинки, сенсорной дорожки.

Пальчиковые игрушки могут быть изготовлены из различных материалов и самыми разными способами. Игрушки, сделанные из бумаги, картона, дерева, пластилина, глины, ткани, ниток и других материалов имеют различную текстуру и цветовую гамму. Дети с удовольствием будут ощупывать новые текстуры, яркие цвета, а также придумывать понравившимся игрушкам свои истории.

Необходимо помнить, что активность ребенка является важным фактором развития, залогом эффективности обучения. Пальчиковые игрушки стимулируют две важные формы активности – движение и речь.

Пальчиковые куклы созданы для детских пальчиков. Используя их, можно оживить любимые стихи, сказки, потешки, разыграть маленькие сценки из жизни. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Пальчиковые театры хороши для театрализованной деятельности и творческого развития детей, детям подходят игры-драматизации, в них они создают свой мир. В этом маленьком мире он хозяин, актер, режиссер, сценарист. В этот театр ребенок не будет играть молчаливо, своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев.

Советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн подчеркивал, что в старшем дошкольном возрасте театрализованная творческая игра переходит на вербальный уровень, когда для детей становится существенным само наличие персонажей, независимо от их движений на сюжетном поле. У старших дошкольников игровые действия часто носят символический обобщенный характер, сохраняя лишь общие черты действий, что предоставляет ребенку возможность за короткое время проигрывать большие «временные отрезки» событий. Старших дошкольников больше интересует результат игровой деятельности.

Для большей заинтересованности старших дошкольников можно включить их в процесс изготовления таких кукол. Такие куколки изготовить очень легко и практически из любого доступного материала. Самый лёгкий способ оживить игрушку это нарисовать рожицу на пальчиках и показать представление. Дети с удовольствием делают куколок из пластилина, желательно использовать современный застывающий пластилин. Вот ещё некоторые материалы для изготовления пальчиковых куколок: бумага, текстиль, различный бросовый материал: одноразовая посуда, колпачки от помады и многое другое. Простота и доступность пальчиковых кукол даёт детям возможность для развития творческих способностей, как и в изготовлении кукол, так и в постановке сказок. Разнообразие персонажей позволяет детям самостоятельно выдумывать сюжет сказки. Но даже если сценарий сказки определён и куклы даны, то дети вносят в сказку свою интонацию, изменяют диалоги персонажей, хотя при этом смысл слов персонажей не теряется. Куклы театра помогают на занятиях и в режимных моментах, это детям очень нравится. В таких играх всегда хотят принимать участие все, даже те дети, которые редко посещают детский сад и имеют трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Используя пальчиковые игры, необходимо придерживаться двух принципов обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».

Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума
  • во-вторых, они создадут условия, опережающие развитие способностей
  • в-третьих, играя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно
  • в-четвертых, они разнообразны по своему содержанию и как любые игры, не терпят принуждения, создавая атмосферу свободного и радостного творчества

- в-пятых, играя в эти игры с детьми, родители и все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают важное умение – сдерживаться, не мешая, ребенку самому размышлять и принимать решения.

Важно помнить, что наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Завершить свою статью хотелось бы словами советского педагога Василия Александровича Сухомлинского, который сказал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год