Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе |
Театральные занятия | |||
Автор: Волокитина Наталья Анатольевна | |||
06.06.2011 09:20 | |||
Из опыта работы
Театрализованная деятельность – одно из эффективных направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста. Этот универсальный вид деятельности позволяет ставить и решать самые разные проблемы. В нашем саду рассматриваются способы решения двух проблем, значимых с точки зрения подготовки детей к школе. Это работа с застенчивыми детьми и работа по созданию ситуаций понимания детьми смысла установленных правил поведения. Робость и стеснительность, именуемые общим словом застенчивость, часто становятся серьёзными препятствиями для включения ребёнка в образовательный процесс, как в детском саду, так и в последствии в школе. Они порождают целый спектр проблем, которые проявляются в разных сферах жизни: ребенку сложно обратиться с вопросом к взрослому и в учебной, и в бытовой ситуации, уточнить что-то непонятое им, включиться в совместную деятельность с другими детьми, заявить о своих желаниях и интересах. В нашем детском саду, как и в других ДОУ, наиболее ярко проявляются следующие трудности у детей: с одной стороны, большое желание детей во всем принимать участие, и с другой, отсутствие способов включения в совместную деятельность (неумение). Следствием этого становятся:
Первым этапом нашей работы было выявление застенчивых детей. Для этого был составлен опросник для воспитателей. Опрос воспитателей представляется нам наиболее эффективным способом выявления застенчивых детей, так как воспитатели больше всех знают о поведении ребёнка в разных ситуациях. Опросник основан на 10 параметрах застенчивости (параметры выявлены на основе исследований застенчивости Ф. Зимбардо), воспитателей просят отметить наличие или отсутствие следующих качеств:
В нашем детском саду в группах детей старшего дошкольного возраста, практически ежегодно, почти 70% детей имеют признаки застенчивости. Причем количество таких детей возрастает от младших к старшим возрастам. Одной из основных причин такой динамики является усиление родительской критики по отношению к своему ребенку, особенно в тот период, когда родители начинают размышлять о необходимости подготовки детей к школе и предпринимать различные усилия в этом направлении. Для работы с застенчивыми детьми мы используем театрализованную деятельность - разыгрывание небольших отрывков из литературных и фольклорных произведений. Разыгрывание небольших отрывков из литературных и фольклорных произведений проводится с целью снятия страха публичных выступлений, повышения самооценки детей, развития коммуникативных умений. Работа ведется в группе, как чтобы в ней участвовали все дети. Последовательность работы.
Например, два мальчика подрались. Воспитатель может разнять их и развести по разным углам, а лучше - предложить: «А давайте поиграем в драку». Выбираются игрушки для каждого ребёнка, например, Филя и Хрюша, и дальше действие развивается уже с помощью выбранных персонажей. Выясняется, с чего всё началось, и как развивалось событие, кто кому что сказал, и кто что сделал (не обязательно досконально), и как кто себя при этом чувствовал. Или приходит заплаканная с утра девочка, которая не хочет отпускать маму. Можно предложить ей: а давай поиграем. Ребенок может выбрать, например, Каркушу, а воспитатель - Степашку. Вот Каркуша приходит в садик заплаканная, говорит - что она думает, что чувствует. На втором этапе, когда ситуация уже отыграна, можно спросить у ребёнка (к этому обсуждению, по усмотрению воспитателя, можно подключать также других детей группы): а если Каркуша (Филя, Хрюша…) и дальше будет так себя вести, что хорошего он получит от такого поведения, и что плохого. Ребёнок, совместно с воспитателем и другими детьми ищёт плюсы и минусы такого поведения. Если воспитатель постарается, чтобы минусов было больше, для ребёнка станет очевидной невыгодность для него самого такого способа поведения. Например, у плачущей Каркуши, какие выгоды (будем их так называть про себя)? С первого взгляда, никаких, но если человек что-то делает (тем более регулярно), значит, он что-то от этого получает. Так Каркушу жалеет и утешает мама, жалеет и утешает воспитатель. Это плюсы. А минусы? Например, воспитатель не всегда жалеет, а иногда и удивляется ее поведению, другие дети не хотят играть с плаксивой Каркушей, она всё время одна, Каркуша чувствует себя в саду грустно и одиноко. И в итоге взрослый проговаривает с ребёнком: «…если Каркуша будет так себя вести, то … .» Нравится ли ей это? Ребёнок может, конечно, из вредности сказать «да, нравится», но тут взрослый может быть абсолютно честен, и ответить: «Ты знаешь, я ей не верю». Далее возникает вопрос: «Так что же Каркуше делать?!» (поиск альтернативных способов поведения). Собственно, этот этап самый главный (по крайней мере, для взрослого). Дети зачастую хотят вести себя по-другому, но не знают как, или не знают, что вообще есть такая возможность. Нежелательное для взрослого поведение ребёнка обычно нарушает интересы или самого ребёнка (например, его все обижают), или других людей (он всех обижает). Альтернативное поведение стоит простроить с учётом интересов самого героя и окружающих его людей, и проанализировать плюсы и минусы такого поведения. Можно разобрать несколько разных способов и выбрать наилучший из них, тут также желательно участие других детей. Например, продолжая историю плачущей Каркуши, что ещё может делать Каркуша, кроме как плакать? Тут возникает много разных вариантов, желательно, чтобы дети активно участвовали в их придумывании. Она может кричать и топать ногами, может замкнуться в себе и сидеть в углу, может побить всех окружающих, раскидать игрушки (что там ещё предложат дети?), но будет ли кто-нибудь дружить после этого? Вряд ли. А что она может сделать, чтобы с ней дружили? Тут тоже пускай стараются дети, можно спросить у них, что они делают, чтобы их приняли в игру, ну, например, подойти к ребятам, попроситься в игру, найти себе интересное занятие одной, если она не в настроении играть с другими. Выбирается один из способов и обязательно проигрывается с компанией кукол. Разумеется, длительность и серьёзность проработки каждого этапа варьируется в зависимости от возраста ребёнка, серьёзности проблемы и наличия времени у воспитателя. Задача воспитателя в этом деле – задавать детям наводящие вопросы и стараться, чтобы они сами пришли к решению. Если ребёнок не может, или не хочет решать проблему при первом проигрывании, можно проиграть с ним какую-либо ситуацию несколько раз. Можно придать игре форму сказки, т.е. вместе придумывать сказку, вводя в историю волшебные элементы, фантазию и сказочный лексикон. Дети группы очень любят «Хрюшу и компанию», играют с куклами по собственной инициативе, используют их в творческой режиссерской игре, разыгрывая различные коммуникативные ситуации. В своем детском саду мы стараемся:
Для родителей мы рекомендуем:
Рекомендуемые формы работы с родителями:
Старший воспитатель ГОУ д/с №400 Волокитина Н.А. Рабочий телефон: (495)488-34-44 Моб. Телефон: 8-905-793-01-68 Адрес д/с №400: 127474,Москва, ул. Дубнинская,9
|