Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние театрализованной игры на формирование социальных компетенций ребенка - дошкольника
Театральные занятия
Автор: Волокитина Наталья Анатольевна   
06.06.2011 09:10
Влияние театрализованной игры на формирование социальных компетенций ребенка - дошкольникаДля начала давайте разберемся с определением понятия «компетенция». Существует множество определений этому понятию.
  • 1.Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
  • 2.Также можно объяснить, что компетенция – это способность применения ЗУНов (Знаний, Уменийи Навыков) в практике.
Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.
На дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.
Повышение компетентности, проявляющейся в том, что, обладая знаниями, умениями, навыками, ребенок способен принимать на их основе собственные решения, происходит на основе формирующихся и развивающихся компетенций (речевой, коммуникативной, физической, валеологической, интеллектуальной), которые станут базой для работы в этом направлении на уровне системы общего образования.
Коммуникативная компетенция - умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями.
Социальная компетенция - владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстро меняющимся условиям жизни.
Валеологическая компетенция - признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Двигательная компетенция - развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.
Познавательная компетенция - наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.
Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.
В образовательном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи различных видов детских деятельностей, специфичных для данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.).
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Коммуникативные способности позволяют ребенку различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими.
Регуляторные способности позволяют ребенку регулировать поведение и деятельность, выполнять правила, действующие в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным непосредственным побуждениям.
Познавательные способности позволяют ребенку познавать окружающую действительность и самого себя.
Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт.
Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию:
  • от 0 до 1 года – эмоционально-мотивационные компетенции;
  • от 1 до 3 лет – организационно-деятельностные (регулятивные);
  • от 3 до 7 лет – социальные;
  • от 7 до 11 лет – учебно-познавательные.
Со временем детей начинают увлекать сюжеты, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают близость с/р и театрализованной игры. В с/р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного). В с/р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с/р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы. Такие дети проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость.Им не хватает внимания, сосредоточенности.
Практические наблюдения показывают, что в ходе театрализованной игры повышается умственная активность, совершенствуются речевые навыки, развиваются психические процессы, повышается эмоциональная активность. Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
  • • приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
  • • педагог может осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
  • • огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.) При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.
  • • необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
  • • учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В группе для детей младшего дошкольного возраста должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей старшего дошкольного возраста более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.



Подготовила: старший воспитатель ГОУ Детский сад №400
Волокитина Наталья Анатольевна
Москва 2011 год.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год