В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить. Кроме этого, речь помогает ребенку овладеть собой через планирование своего поведения. В связи с этим Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение, включенное в деятельность ребенка, что дает определенную "точку опоры" для управления своим поведением. Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников. [ 6, с. 45]. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.
В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Одним из первых тезис об игре как особом средстве воспитания выдвинул Ф.Фребель. Вместе с этим, многими педагогами и психологами были даны характеристики игр детей, выделены ее особенности (К.Грос, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, Ф.Фребель и другие) [ 22, с. 270 ]. В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Появилась классификация детских игр, разработанная Новоселовой С.Л.. В основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В этой классификации особое место занимают театрализованные игры. По мнению Артемовой Л.В., театрализованные игры учат детей анализировать, развивают эмпатийные и эстетические способности. [ 3, с. 15 ]. Следовательно, именно в театрализованной деятельности у детей развиваются навыки речевого общения, так как общение без эмоций, мимики, жестов, слов невозможно. Маханева М.Д. считает, что источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям является театрализованная деятельность. [ 34, с. 4 ]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что точного определения понятия "театрализованная деятельность" нет. В связи с этим, Маханева М.Д. отмечает, что театрализованная деятельность (игра) – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. [ 34, с. 5 ]. В частности, Козлова С.А., Куликова Т.А. определяют театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. По их мнению особенностью театрализованных игр является готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. [ 22, с. 301 ]. Вместе с этим, Артемова Л.В. театрализованные игры подразделяет на группы: с одной стороны, режиссерские игры, а с другой – игры-драматизации. Итак, театрализованные игры, по мнению Артемовой Л.В., развивают по заранее подготовленному сценарию, который ведет за собой игру. А источником театрализованных игр является окружающий мир, который выступает в роле опоры для творчества педагога и детей. [ 3, с. 10 ]. М.С. Певзнер [ 44 ] отмечает, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности [15]. Исследованиями М.С. Певзнер и Т.А. Власовой выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации [ 44 ]. Также в театрализованных играх дети упражняются в общении, входя в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, чувствуя себя раскованно, что развивает у них эмпатийные способности, выразительность речи. Тем не менее, театрализованные игры носят и воспитательный характер - дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. [ 34, с. 9 ]. В том числе, общаясь со сверстниками и с взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения в ходе разговора, отмечают ошибки героев сказки, стараются быть послушными, внимательными, радовать окружающих. Таким образом, для развития навыков, речевого общения необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях - всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки. Доказано, что у детей с ЗПР в процессе коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализованно-игровой, а также в образно-ролевых играх (Е.А. Медведева). Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. [ 29, с. 22]
Список литературы: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М., 2004. – 128 с. 3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 20 с. 4. Бородич А.М. Методика развития речи. – М., 1984. – 228 с. 5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – М., 2003. – 240 с. 6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. – М., 2004. – 120 с. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995. – 185 с. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 235 с. 9. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность дошкольников // Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С.34-40 10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 12. – С.91-97. 11. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. – М., 1981. – 465 с. 12. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002. – 128 с. 13. Ермаков П.Н., Лабунская В.А. Международная конференция "Психология общения" // Психологический журнал. – 2004. - № 2. – С.132-133. 14. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С.2-6. 15. Закон РФ "Об образовании" // Советская Чувашия. – 1993. № 55-58. – С.2-4 16. Закон ЧР "О языках" // Республика. – 2001. - № 47-48. – С.4-5. 17. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977. – 371 с. 18. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С.25-28. 19. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.1, 2004. – 112 с. 20. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – С.-Пб., 2003. – 210 с. 21. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольника. – М., 1973. – 250 с. 22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с. 23. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание России в документах и материалах. – М., 2001. – 472 с. 24. Конвенция о правах ребенка // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с. 25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997. – 259 с. 26. Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. –С.49-51. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 374 с. 28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. – М., 1997. – 345 с. 29. Лисина М.И. Общение ребенка с взрослым как деятельность // общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Сб.науч.тр. – М., 1974. – 290 с. 30. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 390 с. 31. Локтева Е.В. Театрализовано-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2006.-№ 4.-С. 22-26. 32. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития.-М.,2003.-163 с. 33. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 295 с. 34. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003. – 128 с. 35. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1991. – 420 с. 36. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – 410 с. 37. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002. – 456 с. 38. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Кн.3. – М., 1995. – 410 с. 39. Немов Р.С. Психология. В 2 кн.: Кн.1. – М., 1994. – 415 с. 40. Обучение детей с задержкой психического развития/Под ред. В.И.Лубовского.-Ярославль,2004-269 с. 41. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1985. – 247 с. 42. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – 274 с. 43. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. – 928 с. 44. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития//Дефектология. – 2000.-№ 3. – С. 12 -16. 45. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития – вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. -2003. - № 1. –С. 5-8. 46. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 420 с. 47. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1994. – 315 с. 48. Программа воспитания ребенка – дошкольника / Под рук. О.В.Драгуновой. – Чебоксары, 1995. – 231 с. 49. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – С.-Пб., 2002. – 50. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. – 240 с. 51. Развитие речи и речевого общения /Под ред. О.С.Ушаковой. – М.,1995.– 324 с. 52. Развитие речи дошкольника. /Под ред. О.С.Ушаковой. – М.,1990. – 310 с. 53. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989. – 455 с. 54. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984. – 375 с. 55. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1967. – 395. 56. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников психологического института // вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С.54-62. 57. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981. № 2. – С.5-7. 58. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.- Ярославль.-2008. – 128 с. 59. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В. Ульенкова. М.: Просвещение, 2000. 294 с. 60. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М., 1979. – 405 с. 61. Ушакова Т.Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. – 1999. - № 3. – С.59-69. 62. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – 255 с. 63. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – 305 с. 64. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1998. – 315 с. 65. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1978. – 295 с. 66. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М., 1980. – 370 с. 67. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. – М., 2000. – 176 с. 68. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. – С.-Пб., 2002. – 476 с. 69. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 278 с. 70. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр.психол.труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995. – 350 с.
|