Театрализация как средство всестороннего развития ребенка и подготовки к школе в подготовительной группе детского сада. |
Театральные занятия | |||
Автор: Панарина Надежда Александровна | |||
26.03.2024 09:15 | |||
Театрализация как средство всестороннего развития ребенка и подготовки к школе в подготовительной группе детского сада. Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов. (Александр Герцен) Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков. Работа воспитателя очень непредсказуема. В прошлом году мне дали подготовительную группу детей, собранных из разных детских учреждений района. Так случилось по причине открытия нового детского сада. Дети все были очень разные. Передо мной стояла сложная задача: необходимо было в очень короткий временной промежуток выяснить уровень развития каждого ребенка, увидеть наличие способностей каждого ребенка, определить уровень возможностей каждого ребенка и сформировать индивидуальный план для работы с каждым ребенком. То есть- за один год мне нужно было не только узнать, что из себя представляет личность каждого малыша, но и успеть подготовить каждого к школе и способствовать разностороннему гармоничному развитию каждого человечка. Работа с детьми уже в первый месяц показала, что дети находятся на разных уровнях подготовки к школе. Кто-то уже читал, кто-то не знал букв…Одни ребята слышали воспитателя и старались выполнить все поручения, другие заигрывались с игрушками так, что необходим был личный контакт «глаза в глаза», что бы ребенок услышал и начал убирать игрушки или, хотя бы переключился на другую деятельность, так как многие были не способны даже навести порядок в группе после совместных игр. Но…, чем труднее задача, тем интереснее её решать… То направление в работе, которое всегда дает положительный эффект – использование театрализованной деятельности. В этот раз я не сомневалась в стом, что именно это направление поможет решить мне все задачи разом. Почему? Для того, что бы ответить на это вопрос, необходимо вспомнить психологические характеристики ребенка данного возраста. А именно то, что важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивление и любознательность, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий. В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько психических процессов: мышление, внимание, воображение. В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование. Эти данные еще раз подтверждают, что психология ребенка данного возраста такова, что он с легкостью будет откликаться на данный вид деятельности, а именно- на театрализацию. Мало того, театрализованная деятельность будет развивать его психологически, физически, умственно и социально. Конечно, всегда есть «закрытые» дети в группе. Дети, которые не хотят принимать на себя роль. Каждый такой ребенок очень индивидуален. Невозможно дать один совет для всех таких детей для раскрытия их внутреннего мира, но в любом случае, работа с ними с помощью театрализованной деятельности поможет не только самому ребенку (он раскроется и будет получать удовольствие от данного вида деятельности), но и родителям таких детей (родители увидят новые возможности своего малыша, поймут, как и где помочь своему ребенку) и самому воспитателю. И так, каким образом необходимо включать в работу театрализованную деятельность, что бы она дала ощутимый эффект? Начните с малого: с пальчиковых гимнастик. В подготовительной группе это могут быть сказки, русские -народные сказки для игры с пальчиками. Ресурс интернета очень богат таким материалом. Что это нам дает? Во-первых, у детей развивается память. Во-вторых, развивается эмоциональная сторона речи и сама речь. В-третьих, в тот момент, когда сказка будет выучена, вы можете организовать детей для показа пальчиковой сказки (на начальном этапе) в своей группе, затем-малышам. Это не только способствует развитию самоконтроля ребенка (что так необходимо в школе), не только улучшит его самооценку, но и способствует получению опыта и положительных эмоций, так как в любом случае ребенка ждет похвала. Даже «закрытые» дети в скором времени начинают откликаться на такие сказки и повторять их с воспитателем и детьми. Главное- не акцентировать внимание таких детей на их особенностях. Всегда предлагать им (как и всем) попробовать себя в роли ведущего в сказке. Видов театров очень много. Не важно, какие виды выберите Вы. Главное-заинтересовать детей. Для этого, вы должны «встать» на их уровень, создать контакт «глаза — в глаза» …Опуститесь на колени, пусть ваши глаза будут на уровне глаз детей…Малыши не должны смотреть на вас снизу, они должны видеть в вас равного себе для того, что бы впустить вас в свой мир и открыться. Театрализация-это игра, игра в сказку. Как раз то, что любят все дети. Берите на себя роль, не стесняйтесь, хвалите детей, дурачьтесь в сказке. В театрализации-вы-персонаж, а не воспитатель. Конечно, в любой образовательной деятельности есть правила. Театрализация – не исключение. Эти правила всегда обговариваются перед игрой. Дети любят играть и стараются не нарушать правила. Если Вы все делаете правильно, то театрализация в короткий срок поможет вам полноценно сформировать у каждого малыша моральные, нравственные, социальные нормы. Поможет сформировать самоконтроль и дисциплину. Покажет на примерах – что такое хорошо и что такое плохо. А еще, театрализация помогает избавиться от психологических проблем. Сказка всегда имеет терапевтический эффект. Используя данное направление весь год, мне удалось выпустить очаровательную подготовительную группу. Все дети достигли хорошего уровня подготовки к школе. Все стали хорошими друзьями. Моя работа была выполнена. Желаю вам того же. Литература и ресурсы интернета:
|