Театрализованная деятельность как метод развития восприятия детей старшего дошкольного возраста |
Театральные занятия | |||
Автор: Черникова Алина Анатольевна Шамагина Юлия Анатольевна | |||
31.12.2023 08:04 | |||
Театрализованная деятельность как метод развития восприятия детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования обусловлена тем, что восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие — совокупность ощущений.. Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом. Наиболее важную роль восприятие играет на этапе дошкольного детства. Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется поиском и развитием новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в приоритетном порядке используется деятельностный подход к личности ребенка. Один из видов детской деятельности, который широко используется в процессе воспитания и разностороннего развития детей, — театральный.
Театрализованная игра — одно из самых демократичных занятий, доступных детям; позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественно-нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств человека, развитием восприятия, памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативы и др. В театральной постановке дети знакомятся с чувствами, настроениями персонажей, овладевают способами эмоционального выражения, самореализации, самовыражения, знакомства с окружающим миром через образы, цвета, звуки, мыслительные процессы, способствующие развитию, качеств и черт личности — восприятия, воображения, самостоятельность, инициативность, эмоциональной отзывчивости. В современной зарубежной психологии проводится большое количество экспериментальных работ по развитию отдельных сторон восприятия, делаются попытки построения теоретических концепций перцептивного развития. [11; 13; 14] Наиболее серьезными и экспериментально подтвержденными являются концепции Ж. Пиаже и супругов Д. и Э. Гибсонов. Потребность в развитии целостности восприятия у детей изучалось также такими авторами как Р. Арнхейм, Х. Ортега-и-Гассет В работах по психологии развитие способности восприятия ребенка рассматривается, прежде всего, с точки зрения осмысленности этого процесса. При этом авторы (В. А. Левин, Е.Г. Макарова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Еменский, Б.П. Юсов) подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка. Важное условие развития восприятия педагоги — исследователи определяют в потребности ребенка в овладении языком искусства как выразительным языком (Д. Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. А., Мелик-Пашаев А. А., Неменский Б. М., Н.П. Сакулина, О.А. Суслова, Е.А. Флерина, А.В. Шестакова, Б.П. Юсов). Несмотря на это, в педагогической практике до сих пор не устранена недооценка роли театрализованной деятельности как одного из направлений эстетического цикла (системы) в создании гармоничного эстетического отношения ребенка к внешней среде. Трансформация модели образования, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса эстетического воспитания требует пересмотра целей, задач, функций творческой деятельности, что на практике осуществляется достаточно медленно и не всегда эффективно. Анализ научного знания о развитии восприятия дошкольников позволил выявить противоречие между необходимостью исследования развития восприятия детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами театрализованной деятельности и недостаточностью практической разработанностью этого вопроса. Это противоречие позволило определить проблему исследования: каковы особенности развития восприятия дошкольников в ДОУ средствами театрализованной деятельности для его развития. Решение проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: процесс развития восприятия старших дошкольников. Предмет исследования – уровень развития восприятия дошкольника в целом, уровень развития психологических особенностей восприятия и понимания дошкольником эмоционального состояния другого. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития восприятия старших дошкольников будет успешным, если акцентировать внимание на развитии восприятия дошкольника в целом, уровня развития восприятия и понимания дошкольником эмоционального состояния другого средствами театрализованной деятельности
|