«Дети и театр» |
Театральные занятия | |||
Автор: Белослудцева Ольга Рафаильевна Гудкова Татьяна Владимировна | |||
26.09.2023 04:38 | |||
«Дети и театр» Аннотация. Статья содержит основные направления театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрализованная игра, драматизация, игра, принципы, методы, задачи. «Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. В современном обществе дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театрализованная игра является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Выбор театрализованных игр в работе воспитателя дошкольного учреждения не случаен, так именно дошкольный возраст является периодом активного становления и развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, значений и эмоций (А. В. Запарожцев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения, а участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, развития интереса и эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности. Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставить детям возможность самовыражаться в своём творчестве (в сочинении, разыгрывании, в оформление своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместную работу по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогически подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведение досугов, тематических вечеров и бесе, консультаций). Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре является:
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы:
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, они использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. В играх-драматизациях ребенок, выступая в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Рассмотрим задачи и содержательную работу педагогов с разной возрастной категорией детей. Младший дошкольный возраст. Прежде всего на данном возрастном этапе необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающимся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация этой задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок, например:
Средний дошкольный возраст. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Воспитатель должен способствовать становлению мотивации интереса в игре как средству самовыражения. В работе с детьми можно использовать:
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам. Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированные становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ( «Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И, Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля. Реализация задач и содержания работы с детьми требует знаний основных принципов организации театрализованной игры Принцип интегративности Целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс Принцип комплексности Взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка Принцип импровизационности Особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой. Основу принципа составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению Принцип специфичности Театральная деятельность объединяет игровой и художественный компоненты Организованная таким образом театрализованная игра будет способствовать тому, что данная деятельность станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры вразных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности. Список литературы:
|