Театрализованная деятельность как составляющая часть коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. |
Театральные занятия | |||
Автор: Дружина Елена Евгеньевна Чвилева Елена Александровна | |||
08.06.2023 19:08 | |||
Театрализованная деятельность как составляющая часть коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества, способствующий знакомству детей с предметами и объектами окружающего мира, его многообразными проявлениями, помогающий воплотить впечатления, полученные ребёнком в жизни в живые образы и действия. В современном обществе появляется все больше детей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослымив силу речевых, психологических, поведенческих, познавательных, интеллектуальных проблем. Театрализованная деятельность позволяет таким детям влиться в детский коллектив, учась брать на себя определённые роли и обыгрывая их.
Театрализованная деятельность способствует полноценному протеканию коррекционного процесса. Включение детей с нарушениями речи в подготовку к театрализованному выступлению, в инсценировки на занятиях, в показах мини-спектаклей позволяет каждому ребёнку потренировать свои произносительные возможности, является одним из способов введения в речь поставленных звуков, развивает просодические навыки, умение пользоватьсясловесным и логическим ударением, даёт возможность нормализовать ритм и темп речи. Велика роль театрализованной деятельности для формирования нормальной самооценки, преодоления речевого негативизма, застенчивости, робости, коррекции импульсивного поведения и преодоления проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Цель коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении – формирование полноценной детской личности с развитыми творческими способностями. Играя в театр, можно привить детям любовь к чтению, миру искусства, сформировать и совершенствовать умение перевоплощаться, создавая новые образы, отражать переживания героев, развивать умение вести диалог. Для детей с нарушениями речи важны систематические занятия, дающие возможность многократно тренироваться в правильном произношении слов разной слоговой структуры и разной звуконаполняемости. Поэтому важны занятия по подготовке к выступлениям. Многочисленные систематические репетиции помогут запомнить и воспроизводить небольшие по объёму связные высказывания с необходимой эмоциональной окраской, правильной постановкой словесного и логического ударения, расширить активную и пассивную лексику и правильно произносить поставленные логопедом звуки. Ребёнок сможет научиться взаимодействовать с партнёрами по выступлению, освоит умение легче реагировать на изменения в сюжете, правильно использовать мимику и жесты. Организованная педагогами театрализованная деятельность детей имеет в своей основе коррекционную направленность и предполагает работу над:
Формирование правильного дыхания будет осуществляться в процессе образовательной деятельности: на занятиях логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре, музыкального руководителя. Особое внимание последовательности формирования дыхания уделяет логопед: процесс начинается с дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха, развития качественных характеристик речевого дыхания: направленность, сила, длительность, плавность выдыхаемой воздушной струи; обучение детей правильному использованию диафрагмального дыхания. Общая моторика будет укрепляться при работе над статической координацией и равновесием, их правильным сочетанием. Двигательные упражнения в сопровождении речи дадут возможность вслушиваться в звучащую речьи воспроизводить ответные двигательные реакции. На начальных этапах дети учатся удерживать позу под речь педагога, затем смогут воспроизводить движения, сопровождаемые речью. Например, дети могут по слову педагога замирать в определенной позе: «Цапля» — стоя на одной ноге, подняв и согнув в колене другую ногу, держа руки в стороны для равновесия. Выполняя серию из трёх статических поз: «Дерево» (стойка в первой позиции с поднятыми вверх руками) — «Ёлочка» (стойка в первой позиции с опущенными вдоль туловища руками и отведенными в стороны кистями) – «Пенёк» (сидя на корточках, обхватив колени руками), учатся переключаться с одной статической позы на другую. Следующим этапом будет формирование умения сопровождать движения речью. Наиболее эффективны музыкальные этюды ( «Встреча-разлука»: дети попарно держатся разноимёнными руками и делают сначала шаг навстречу друг к другу, затем — друг от друга.), физ. минутки ( «Буратино потянулся…», «Ветер дует нам в лицо») и подвижные игры ( «Гуси, гуси! – Га-га-га!», «У медведя во бору», «Бояре»). Для развития мелкой моторики и мышц пальцев рук эффективно использование настольных театров: пальчиковый, кукольный (би-ба-бо, марионетки), теневой. Развитие мимической мускулатуры будет строиться на использовании естественных движениях (закрывание, зажмуривание глаз, надувание и втягивание щек, движения бровей вверх-вниз, сведения к переносице) и сочетаться с самомассажем головы, лица и рук. Развитие артикуляционной моторики будет проводиться с использованием упражнений традиционной артикуляционной гимнастики, нейропсихологических упражнений и фонетической ритмики: в сочетании выполнений одновременно артикуляционной пробы и движения: открыть широко рот и развести руки в стороны, округлить губы и сделать из пальцев кольцо, растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встав на носки. Подготовка ребёнка к выступлению будет включать в себяразнообразные упражнения на отработку четкой дикции, утрированное произнесение гласных звуков, воспроизведение слоговой структуры слов различной сложности, соблюдение ритмического рисунка необходимого в данный момент текста. У детей с речевыми нарушениями наибольшую трудность вызывает работа над слоговой структурой слова, так как им очень сложно переключиться с одного артикуляционного движения на другое. Поэтому необходимо соблюдать чёткую последовательность при отработке речевого материала, начиная с изолированных звуков, слогов разной структуры, слов, словосочетаний и предложений. Поскольку дошкольники с речевыми нарушениями с трудом овладевают ритмом, педагог будет учить двигаться под музыку, выполнять правила в играх с музыкальным сопровождением. Для развития восприятия и воспроизведения ритмических рисунков педагог будет использовать хлопки в ладоши и игру на ударных и шумовых музыкальных инструментах (ложки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, погремушки). Педагог, исходя из индивидуальных способностей и возможностей ребёнка, сам выберет и предложит ребёнку музыкальный инструмент. Треугольник даст ребёнку с хорошо развитым чувством ритма, так как он чаще солирует, остальным детям предложит более простые музыкальные инструменты, например, ложки, чтобы дети все вместе учились отрабатывать заданный ритм. В процессе разучивания текста, дети будут учиться сопровождать его жестами и мимикой, менять силу и высоту голоса, вносить определённую эмоциональную окраску. Легче всего этого добиться в диалоге между педагогом и ребёнком на начальных этапах, когда педагог стимулирует ребёнка к выбору правильных моделей. Для того, чтобы дети понимали и выбирали адекватную ситуации высоту, силу, эмоциональную окраску голоса, используются образные выражения, сравнения (пищит высоким голосом как комар, ревёт низким голосом как медведь, шёпот в ночной тишине и крик в лесу). Для формирования выразительности речи, передачи эмоционального состояния, педагог будет использовать этюды, в которых каждый ребёнок, выбрав маску, будет брать на себя определённую роль, имитируя речь героя с соответствующим настроением. Разнообразные упражнения, игры, этюды активизируют функционирование слухового, зрительного, тактильного анализаторов, вестибулярного аппарата и способствуют развитию межанализаторных связей. Проводимая работа позволит дошкольникам легче включиться в систематическую театрализованную деятельность и достигнуть определённых результатов: поможет убрать напряжение из мышц крупной и мелкой мускулатуры, развить чувство ритма, выразительность движений и речи, нормализовать физиологическое и речевое дыхание. В результате будет способствовать повышению качества процесса коррекции речи. Учитель-дефектолог Чвилева Е.А. Учитель-логопед Дружина Е.Е. 31. 05. 2023 г
|