Развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность |
Театральные занятия | |||
Автор: Рязанова Елена Викторовна | |||
29.04.2023 21:26 | |||
Развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность Рязанова Е.В., МАДОУ «Детский сад № 25 г. Челябинска», Россия Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «развитие речи дошкольников», «театрализованная деятельность», «методы и приемы». Описаны подробно проблемы развития речи дошкольников первой младшей группы. Раскрыты методы и приемы решения данной проблемы с опорой на личный опыт. Ключевые слова: ДОО, развитие речи дошкольников, младший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, методы и приемы. Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О.П. Радынова Современное дошкольное образование является первым и наиболее ответственным звеном всей системы образования, которое направлено на всестороннее развитие и формирование личности детей. Развитие речи в ДОО рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речевого развития зависит умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие, а также успехи детей в школе.
Одним из важных приобретений детей в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретения, так как речь не дана человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы дети начали говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы их речь развивалась правильно и своевременно. Главной задачей любой ДОО является развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС. Благодаря речи формируется правильный разговор и мышление, начальное формирование коммуникативных навыков детей. К сожалению, вечно занятые родители нашего времени часто забывают об этом, пуская процесс речевого развития на самотек. Дома дети мало времени проводят в компании взрослых (все больше за компьютером, телевизором или со своими игрушками), редко слушают рассказы и сказки мамы и папы и даже систематические развивающие занятия по овладению речью, редки. Многие родители полагаются на ДОО для решения задач, но практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых навыков и развития коммуникативных навыков. Я считаю, что появлению слова в активном словаре детей предшествует его адекватное понимание. Каждое новое слово должно быть понятно детям. Это поможет вам сосредоточиться на конкретной ситуации. Создать такую ситуацию сложно. Это требует терпения, изобретательности и постоянного поиска методов и приемов, активизирующих развитие речи детей. Театрализованная деятельность помогает мне в развитие речи дошкольников в ДОО. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей — стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Когда я пришла работать в первую младшую группу, то столкнулась с тем, что большинство детей очень плохо говорят. Размышляя над вопросом повышения уровня развития детской речи, я пришел к выводу, что театральная деятельность может стать моим помощником. Почему театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность является одним из наиболее эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения — обучение игрой. Основатель Московского театра кукол С.В. Образцов однажды предположил, что каждому ребенку присуще стремление к актерскому мастерству. А мы знаем, что игра в театр проходит в атмосфере волшебства, праздника, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром несложно. Исходя из вышеизложенного, я поставила цель — развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность.. В основу работы были положены методики А.М. Бородич «Методы развития речи», М.М. Алексеева, Б.И. Яшин «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логинова «Развитие связной речи». Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. (В. А. Сухомлинский). Творческое применение театрализованных игр в непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах в вечерние часы, в самостоятельной деятельности. В содержание занятий по театрализованной деятельности мною включаются:
Организация работы построена по единой схеме:
В своей работе, определяя содержание и формы обучения детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность, я придерживаюсь следующих принципов: опоры на различные анализаторы; учета зоны ближайшего развития; наглядности; постепенного усложнения материала; реализации деятельностного подхода; учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов содержания. По-моему, мнению, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом. Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе был создан «Центр речевой активности», в который поместила: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделала подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составила картотеку дидактических игр. Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью дети легко включались в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на нем, использовать театр «Би-ба-бо». Материалы театральной зоны постоянно обновляю. В своей работе для развития речи детей использую следующие методы и приёмы:
Важным аспектом моей деятельности является использование социо–игровой технологии, где дети учатся общаться друг с другом. Кроме этого использую деятельностный подход и технологию гуманного отношения. Считаю, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии речи детей, поэтому вместе с родителями пополняем уголок театральной деятельности разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Мы оформили уголок «Костюмерная», где разместили яркие сарафаны и сорочки в русском народном стиле, а также костюмы сказочных персонажей. (Приложение 1) Литература
Приложение 1 «Центр речевой активности» в первой младшей группе «Звёздочки» МАДОУ «Детский сад № 25 г. Челябинска»
|