Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность
Театральные занятия
Автор: Рязанова Елена Викторовна   
29.04.2023 21:26

Развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельностьРазвитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность

Рязанова Е.В., МАДОУ «Детский сад № 25 г. Челябинска», Россия

Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «развитие речи дошкольников», «театрализованная деятельность», «методы и приемы». Описаны подробно проблемы развития речи дошкольников первой младшей группы. Раскрыты методы и приемы решения данной проблемы с опорой на личный опыт.

Ключевые слова: ДОО, развитие речи дошкольников, младший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, методы и приемы.

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О.П. Радынова

Современное дошкольное образование является первым и наиболее ответственным звеном всей системы образования, которое направлено на всестороннее развитие и формирование личности детей. Развитие речи в ДОО рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речевого развития зависит умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие, а также успехи детей в школе.

 

Скачать конспект

Одним из важных приобретений детей в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретения, так как речь не дана человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы дети начали говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы их речь развивалась правильно и своевременно. Главной задачей любой ДОО является развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС. Благодаря речи формируется правильный разговор и мышление, начальное формирование коммуникативных навыков детей.

К сожалению, вечно занятые родители нашего времени часто забывают об этом, пуская процесс речевого развития на самотек. Дома дети мало времени проводят в компании взрослых (все больше за компьютером, телевизором или со своими игрушками), редко слушают рассказы и сказки мамы и папы и даже систематические развивающие занятия по овладению речью, редки. Многие родители полагаются на ДОО для решения задач, но практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых навыков и развития коммуникативных навыков.

Я считаю, что появлению слова в активном словаре детей предшествует его адекватное понимание. Каждое новое слово должно быть понятно детям. Это поможет вам сосредоточиться на конкретной ситуации. Создать такую ситуацию сложно. Это требует терпения, изобретательности и постоянного поиска методов и приемов, активизирующих развитие речи детей. Театрализованная деятельность помогает мне в развитие речи дошкольников в ДОО. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей — стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Когда я пришла работать в первую младшую группу, то столкнулась с тем, что большинство детей очень плохо говорят. Размышляя над вопросом повышения уровня развития детской речи, я пришел к выводу, что театральная деятельность может стать моим помощником. Почему театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность является одним из наиболее эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения — обучение игрой.

Основатель Московского театра кукол С.В. Образцов однажды предположил, что каждому ребенку присуще стремление к актерскому мастерству. А мы знаем, что игра в театр проходит в атмосфере волшебства, праздника, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром несложно.

Исходя из вышеизложенного, я поставила цель — развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность.. В основу работы были положены методики А.М. Бородич «Методы развития речи», М.М. Алексеева, Б.И. Яшин «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логинова «Развитие связной речи».

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. (В. А. Сухомлинский). Творческое применение театрализованных игр в непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах в вечерние часы, в самостоятельной деятельности. В содержание занятий по театрализованной деятельности мною включаются:

  • игры — имитации образов животных, людей;
  • игры в кукольный театр;
  • инсценировки произведений;
  • театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения).

Организация работы построена по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение.

В своей работе, определяя содержание и формы обучения детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность, я придерживаюсь следующих принципов: опоры на различные анализаторы; учета зоны ближайшего развития; наглядности; постепенного усложнения материала; реализации деятельностного подхода; учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов содержания.

По-моему, мнению, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом. Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе был создан «Центр речевой активности», в который поместила: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделала подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составила картотеку дидактических игр. Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью дети легко включались в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на нем, использовать театр «Би-ба-бо». Материалы театральной зоны постоянно обновляю.

В своей работе для развития речи детей использую следующие методы и приёмы:

  • Игровые: использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты, имитационные движения с элементами звукоподражания, обыгрывание текста.
  • Словесные: повторение речевого материала; вопросы; использование текстов с повторяющимися элементами, чтение произведений со звукоподражаниями, договариванием слов и (или) фраз, похвала.
  • Наглядные: использование иллюстраций к текстам, ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок), использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Важным аспектом моей деятельности является использование социо–игровой технологии, где дети учатся общаться друг с другом. Кроме этого использую деятельностный подход и технологию гуманного отношения.

Считаю, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии речи детей, поэтому вместе с родителями пополняем уголок театральной деятельности разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Мы оформили уголок «Костюмерная», где разместили яркие сарафаны и сорочки в русском народном стиле, а также костюмы сказочных персонажей. (Приложение 1)

Литература

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада — М., КНОРУС, 2014. – 144 с.
  2. Бочкарева, Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. — М.: КНОРУС, 2017. – 112 с.
  3. Гербова, В.В. Учусь говорить: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.
  4. Горбушина, Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. – 156 с.
  5. Домашний театр. Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2016. -118 с.
  6. Зинкевич- Евстигнеева, В. С. Практикум по сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2017. – 108 с.
  7. Караманенко, Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок, театр игр, театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: Анонс, 2015. – 132 с.
  8. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 136 с.
  9. Менджерицкая, Д. В. Игра-драматизация. — М.: Астрель, 2017. – 86 с.
  10. Поляк, Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. -158 с.
  11. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2016. — 198 с.
  12. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателей детского сада. – М.: «Пресс», 2017. – 196 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http: //www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.

Приложение 1

«Центр речевой активности» в первой младшей группе «Звёздочки»

МАДОУ «Детский сад № 25 г. Челябинска»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год