«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации театрализованной деятельности» |
Театральные занятия | |||
Автор: Соловьева Ирина Павловна | |||
26.03.2023 16:22 | |||
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации театрализованной деятельности» Подготовила: Воспитатель Соловьева И.П. В современных условиях функционирования и развития системы образования важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая связная речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, выражать эмоции, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т. е. говорить связно.
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. И именно поэтому развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности. Очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель: развитие связной речи у дошкольников через театрализованную деятельность. В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Считаю, что большую роль в развитии связной речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому с детьми мы изготовили маски, атрибуты для театра. Совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, персонажами с разным настроением, декорациями, атрибутами — заместителями. В группе был оборудован «Уголок уединения», «Центр речевого развития». Работа с детьми строилась мною в трёх блоках:
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение (Каша кипит. Сидя. Одна рука на животе, другая на груди. При выдохе громко произносить «ф-ф-ф».; Комарик. Стоя. Руки в стороны. На выдохе «Ззз» на одном дыхании, руки сводить, в конце «комарик» прихлопывается.); театральные и речевые игры: «Телеграмма», «Здравствуй, царь Гороховый», «Весёлые обезьянки», «Телепаты», «Подскажи словечко»; ролевые диалоги, инсценировки, импровизации (театр игрушек), спектакли; игры-имитации ( «Воробушки и автомобили», «Звёздочки и роботы») и др. Учитывая разный речевой уровень детей, много времени уделяется индивидуальной работе, особенно с теми, кто мало активен на занятиях. Это разные упражнения, позволяющие открыться и вести себя смелее на публике, а также решать разные речевые проблемы: укрепление речевого аппарата, развитие выразительности речи, работа над интонацией, умение строить диалог (артикуляционная гимнастика, диалогические скороговорки, «Придумай диалог сказочных героев», «Чудо лесенка», «Сочиним вместе сказку», «Вкусные слова», «Комплимент», «Зеркало»). Практика показала, что работа по развитию связной речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. С родителями использую следующие формы работы: консультации «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребёнка», мастер-класс по изготовлению атрибутов для пальчикового театра. Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родитель могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка». Театрализованная деятельность нравится детям. Об этом можно судить, наблюдая за детьми. Ребята активно и с интересом участвуют в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актеров, с интересом следят за происходящим действием в качестве зрителей. Активно принимают участие в подготовке театрального представления. Необходимо способствовать развитию связной речи в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы, видам театра.
|