ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Театральные занятия | |||
Автор: Першина Лариса Михайловна | |||
30.12.2022 16:46 | |||
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Научно-исследовательская статья Першина Лариса Михайловна Студент Нт-509ПСДО НТГСПИ (ф) ФГЛОУ ВО РГППУ Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГЛОУ ВО РГППУ Аннотация. В статье рассматривается проблема развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ научных работ по особенностям развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает элементы театрализации как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, коммуникативные умения, развитие коммуникативных умений, театрализация, элементы театрализации. ELEMENTS OF THEATRICALIZATION AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN Annotation. The article deals with the problem of the development of communicative skills in older preschool children. The analysis of scientific papers on the peculiarities of the development of communicative skills in older preschool children is presented. The author reveals the elements of theatricalization as a means of developing communicative skills in older preschool children. Keywords: senior preschool age, communicative skills, development of communicative skills, theatricalization, elements of theatricalization. В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных умений у детей. Связано это как с тем, что умение общаться необходимо ребенку, чтобы реализовать свои потребности в познании мира, в общении с другими людьми, так и с тем, что существует тенденция к снижению общения детей с родителями и со сверстниками. Часто в семье живое общение заменяется гаджетами, которые позволяют занять ребенка и освободить родителям время для выполнения домашних дел, рабочих обязанностей. Общение со сверстниками ограничивается дошкольным образовательным учреждением, что также связано с занятостью родителей, у которых часто нет времени на прогулки с детьми. Поэтому именно дошкольным образовательным организациям вверена задача воспитания коммуникативно-компетентного ребенка, который может общаться с разными людьми в разных ситуациях. Основополагающим документом, регламентирующим организацию воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 11. 2013. В нем указан перечень целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, среди которых такие качества личности, как способность договариваться, умение учитывать интересы и чувства других, сопереживание неудачам и радость за успехи других, выполнение социальных норм поведения и правил в разнообразной деятельности, в частности, при взаимодействии со взрослыми и сверстниками [6]. Вопросы развития коммуникативных умений у детей интересовали как признанных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, так и молодых современных исследователей — В. А. Пшеничникова, Т. Н. Смирнова, Н. И. Маргелова. В работах Л. С. Выготского акцентируется влияние общения на развитие всех психических функций ребенка. По мнению А. В. Запорожца, коммуникативные умения оказывают существенное влияние на характер межличностных отношений детей. Для полноценного психического развития ребенок должен постепенно осваивать и интериоризировать культурно-исторический опыт, носителями которого являются окружающие взрослые, таким образом, идентифицируя себя как субъекта общества. Этим подтверждается актуальность проблемы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [1]. Обратимся к трактовке понятия «коммуникация» в научно-справочной литературе. Коммуникацией называется процесс передачи информации вербальным и невербальным способами, а именно речью, как устной, так и письменной, а также знаковыми средствами мимики и жестов [7, с. 168]. В. Е. Гладченко определяет общение как «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности» [2, с. 84]. Л. В. Епишина предлагает следующее описание процесса коммуникации. Она утверждает, что «коммуникация как процесс представляет собой обмен смысловой информацией между людьми, при котором сообщение или сигнал в виде скомпонованных определенным образом знаков или символов передается целенаправленно, принимается в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату». Автор выделяет несколько основных элементов коммуникативного процесса: отправитель (источник, коммуникатор); сообщение; канал; получатель информации) [4, с. 12]. Под коммуникативными умениями понимают умения взаимодействия с окружающими людьми, адекватную интерпретацию получаемой информации, и ее правильную передачу. В психологической науке понятие коммуникативных умений трактуется как комплекс индивидуально-психологических свойств личности, имеющих общественную направленность. К ним относятся: коммуникабельность, эмпатия, благожелательность, знания и умения социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культурного поведения, способность не теряться в новых обстоятельствах), желание устанавливать и поддерживать контакты и потребность вступления в общение, способность общаться с людьми разного пола и возраста [5, c. 51]. Развитие коммуникативных умений у дошкольников является педагогической проблемой, так как в настоящее время существует множество подходов к определению понятия коммуникации различных авторов: Е. О. Смирновой, Т. Е. Батовой, А. В. Мудрик, О. В. Дыбиной и др. Для формирования и развития навыков общения необходима организация разных видов детской деятельности, в которой принимает участие взрослый или руководит ею. Одним из таких видов деятельности является театрализация, элементы которой возможно использовать в совместной деятельности педагога и детей, в различных режимных моментах дошкольной образовательной организации. В «Толковом словаре» Т. Ф. Ефремовой дается следующее определение: «Театрализация — приспособление произведения для представления в театре, придание ему театральных свойств» [7]. Анализ педагогической литературы позволяет констатировать, что театрализация в основном рассматривается авторами «…как способ придания «театральной» формы учебному или воспитательному материалу» [3, с. 17]. Данная трактовка понятия предполагает: — разделение участников театрализованного действия на исполнителей (артистов) и зрителей; — актёрская игра подменяется представлением «заученных» ролей; — активность зрителей сводится к простому созерцанию происходящего [5, с. 53]. Н. И. Маргелова отмечает, что с помощью элементов театрализации особенно быстро развивается эмоциональная сфера ребенка, за счет того, что он сочувствует героям. Ребенок смотрит на выражение лица актера, видит его жесты, мимику, что особенно важно в дошкольном возрасте. Образное мышление гораздо ближе ребенку дошкольного возраста, он мыслит наглядно, образами, представлениями, конкретными картинками. Воображение ребенка позволяет ему представить себя кем угодно. В создаваемом образе персонажа ребенок сочетает все те представления, который он получил из разных источников. Образ Я у ребенка дошкольника еще только формируется и он легко перенимает привычки, поведение, жесты, мимику значимых людей рядом. Дети копируют поведение взрослых и сверстников, если оно запоминается им на эмоциональном уровне. Идентифицируя себя с героями, они искренне сопереживают их неудачам, радуются успехам, пугаются, если появляются неожиданные моменты, жалеют героев, подсказывают им, предупреждают об опасности. Все это формирует у ребенка дошкольного возраста чувственный, эмоциональный опыт, опыт общения с окружающими людьми. Включение элементов театрализации в музыкальные занятия в детском саду возможно в разных формах. Например, театрализованные этюды позволяют приобрести опыт сочувствия и сопереживания, понимания эмоционального состояния другого. Музыкально-двигательные этюды — это короткие мини-спектакли, развивающие не только музыкальность и воображение детей, но и способствующие коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, укрепляют уверенность в себе. Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения, а так же взаимодействовать друг с другом. Например, старшие дошкольники могут изображать более сложные этюды, с изображением различных эмоций, действуя в паре, группе. Рассмотрим этюд «Зверята готовятся к зиме»: довольные медвежата катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, кушают ягоды на ходу, веселые бельчата играются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лисица ходит вокруг. Однако, эти же задачи могут быть решены и в процессе театрализаций, участниками которых являются сами дети. Для использования элементов театрализации необходимы игровые атрибуты, декорации, которые позволяют ребенку вжиться в роль, идентифицировать себя с героем, демонстрировать ролевое поведение от лица героя по заданному сценарию. К таким атрибутам относятся костюмы и маски. Как вариант маски, может быть использован грим. С их помощью педагог может сформировать у детей представления о визуальных признаках эмоций и настроений. Таким образом, мы можем говорить о том, что элементы театрализации активизируют понимание эмоциональных состояний сверстников. Включение элементов театрализации в образовательную деятельность способствует формированию опыта социальных навыков поведения. Это происходит за счет того, что в каждом литературном произведении или детской сказке всегда имеется нравственная направленность. Ребенок начинает классифицировать поведенческие особенности и относить их к приемлемым и неприемлемым, к позитивным и негативным, к дружелюбным, располагающим к продолжению общения и провоцирующим конфликт. В аспекте обучения передаче информации невербальными способами элементы театрализации также могут быть использованы, поскольку ребенок использует позы, мимику и жесты. Чтобы войти в роль, необходимо идентифицировать себя с героем, персонажем постановки. Для этого ребенок обращает внимание на его характерные черты, например, привычки (сутулиться, закидывать ногу на ногу, подпирать подбородок рукой и т.д.). Анализируя привычки и манеру двигаться, ребенок учится воспринимать невербальную информацию и также передавать ее. Поэтому, элементы тетрализованной деятельности позволяют научить слушанию других людей, уважительному отношению к мнению, интересам других, и спокойной декламации своего мнения, обучения конструктивному, неконфликтному общению, за счет того, что происходит передача информации вербальным и невербальным способами, а именно речью, музыкальной интонацией, средствами мимики и жестов. Таким образом, можно сделать вывод, что использование элементов театрализации является средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, поскольку они: — активизируют потребность сотрудничать, взаимодействовать с другими детьми, относиться к ним, как к партнерам по совместной деятельности; — способствуют пониманию эмоциональных состояний сверстников; —обеспечивают процесс передачи информации вербальным и невербальным способами, а именно речью, музыкальной интонацией, средствами мимики и жестов. Список литературы:
|