Кукольный театр как средство успешной адаптации детей раннего возраста |
Театральные занятия | |||
Автор: Медецкая Наталья Александровна | |||
24.09.2022 21:15 | |||
Кукольный театр как средство успешной адаптации детей раннего возраста Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка. Огромную помощь в адаптации детей к условиям детского сада я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Поэтому, меня заинтересовала такая тема как: «Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации». Изучая методическую литературу по данной теме, я поняла, что должна способствовать созданию благоприятного микроклимата и необходимых условий для развития театрализованной деятельности.
Мною были поставлены задачи:
Спектакли можно разыгрывать на столе. Театр на столе – это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Театр на столе является не только средством развлечения, но имеет и большое воспитательное значение. Репертуар подбирается с учётом возраста, развития и интереса детей. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи Для организации театра на столе можно использовать любые игрушки и куклы: мягкие, деревянные, пластмассовые, а можно сделать героев сказок совместно с детьми и родителями. Наиболее легки в изготовлении для настольного театра конусные куклы. Куклы, предоставленные для этой цели, должны устойчиво стоять на столе, легко по нему передвигаться. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованных игр:
Цели, задачи и содержание работы с детьми раннего возраста (от 3 до 4 лет) Цели:
Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:
Задачи и содержание работы Можно выделить 3 этапа подготовительной работы: 1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, говорит, танцует и т. д.). В речи меняю интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. 2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить различные игры «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка прыгает…» 3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. ( «Репка», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка» и другие). Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать героев. Для этого проводятся различные беседы о сказках, игры. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Наблюдая за детьми группе, мы обратили внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые нами сказки, с помощью театра игрушек, игрушек «би-ба-бо», а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. «Театр на столе» является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка. Элементы театрализованной деятельности мы стараемся включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
|