Театрализованная деятельность в ДОУ |
Театральные занятия | |||
Автор: Шрайнер Александра Ивановна | |||
14.09.2022 20:33 | |||
Театрализованная деятельность в ДОУ МБДОУ «ЦРР детский сад «Колокольчик» г. Абакан Воспитатель первой квалификационной категории Шрайнер Александра Ивановна Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство. Использование театрализованной деятельности в ДОУ позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач:
Основным вариантом театрализованной деятельности в ДОУ является театрализованная игра.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Она близка и к сюжетно-ролевой игре, и к игре с правилами (Л. С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Однако в ней отсутствуют отношения состязания (в отличие от игры с правилами), а сюжеты часто берутся из литературных произведений (тогда как в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления). Также в театрализованной игре может быть конечный продукт – поставленный спектакль, инсценировка (Н. Ф. Губанова). В литературе существует несколько вариантов классификации театрализованных игр. Остановимся на классификации, предложенной Л.В. Артемовой, которая делит театрализованные игры на игры-драматизации и режиссерские игры. Игры-драматизации основаны на собственных действиях ребенка. Он сам становится исполнителем роли, используя собственные средства выразительности – мимику, пантомимику, жесты. К играм-драматизациям относят следующие.
В режиссёрской игре ребенок не является действующим лицом. Он становится «режиссёром»: создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Сюда относят следующие виды театра.
В разных возрастных группах театрализованные игры имеют свои особенности. Рассмотрим эти различия подробнее. Младшая группа В этом возрасте происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой. Ребёнок использует фигурки пальчикового театра совместно со взрослым. Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев. Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а только подражают им, копируя внешние черты. Драматизации как таковой ещё нет, но её элементы воспитатель может добавлять в занятия, перевоплощаясь в персонажей, меняя интонацию. Используются:
Средняя группа Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей. Используемые тексты усложняются: их содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, и языковые средства становятся интереснее и разнообразнее. Происходит расширение театрально-игрового опыта детей: малыши осваивают игры-драматизации и настольный театр, коллективные режиссерские игры, в которых детям предоставляется больше самостоятельности. Используются разные виды настольного театра:
Старшая группа Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей. Это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Дети более активно используют разные виды игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые). За счёт этого происходит частичный переход игры в речевой план. У детей появляется интерес к играм «с продолжением» сюжета. В старшей группе, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди-куклы. Подготовительная группа Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д. Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета. Происходит совершенствование приобретённых навыков. Театрализованные игры в детском саду способствуют активному творческому, эмоциональному и психофизическому развитию дошкольников. Ответственный подход к выбору различных видов игровой деятельности и их комбинирование, а также выполнение методических требований позволяют достигать максимальных результатов в этой сфере.
|