Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей дошкольного возраста
Театральные занятия
Автор: Филиппова Марина Сергеевна   
01.09.2022 11:19

Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей дошкольного возрастаВлияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей дошкольного возраста

Автор: Филиппова Марина Сергеевна, МАОУ Домодедовская СОШ №12 Город Домодедово

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования самодеятельной игры детей дошкольного возраста. Определены такие понятия, как «дошкольный возраст», «игра», «самодеятельная игра», «театрализованная игра», «игра-драматизация». Особое внимания в статье уделено использованию театрализованных игр и игр-драматизаций, как эффективного метода становления и формирования самодеятельной игры дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, самодеятельная игра, сюжетная игра, театрализованная игра, игра-драматизация.

 

Все периоды развития детей имеют общую характеристику: наличие определённой ведущей деятельности. Отечественными психологами ведущая деятельность определяется как деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие основных психических процессов, свойств, осуществляются качественные изменения в психике ребёнка, которые характерны для конкретного возраста.

«Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [8, с.485]. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

А.В. Запорожец считал, что для полноценного и гармоничного развития личности каждого дошкольника важна не просто игра, а именно самодеятельная игра, которая характеризуется спонтанностью и возникает по инициативе ребёнка. Опираясь на труды Ф.И. Фрадкиной и Н.М. Аксариной, автор утверждал, что учить играть ребёнка надо с раннего возраста, чтобы игра смогла возникнуть и развиваться на других ступенях детского развития [2].

По мнению А.В. Запорожца, развивающий потенциал игры осуществляется только при «её переходе в форму детской самодеятельности». Также, он утверждал, что игра не может возникнуть сама по себе, ребёнка необходимо научить играть, т. е. помочь ему овладеть игровыми способами взаимодействия с окружающей действительностью. Следует отметить, что для каждого возрастного этапа должны использоваться разные методы руководства игрой, а также обобщение многообразного детского опыта и его практическое применение в детских играх [3].

Теоретически, признание важности и ценности самодеятельной игры в дошкольном возрасте не вызывает сомнений и споров. В тоже время, на практике самодеятельные игры встречаются достаточно редко: чаще всего самодеятельные игры подменяются дидактическими и происходят под руководством педагогов.

Воспитатели детских садов нередко ошибочно считают, что сюжетные игры важны лишь для получения новых знаний. Отображая в игре жизненные впечатления, ребёнок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но ценность такой игры для ребёнка в другом: совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребёнка. От условий, созданных для развития сюжетных игр, зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью. Первые сюжетные игры имеют огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей дошкольного возраста [4].

Для того, чтобы детская самодеятельная сюжетная игра оказывала эффективное влияние на развитие личности дошкольника, педагогу необходимо уметь грамотно, систематически влиять на её развитие, организовывать её, не нарушив при этом проявления детского творчества [7].

Рассмотрим более подробно развитие игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства.

В 1,5-3 года (первый этап) ребёнок активно взаимодействует с предметами. Это взаимодействие, а также бытовые ситуации являются основным содержанием детской игры. Роли в таком возрасте дети ещё не обозначают, игра чаще происходит в одиночку или «рядом». Самодеятельная игра кратковременна. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действий, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

В 3-5 лет (второй этап) продолжается активное взаимодействие с предметами: действия разворачиваются более последовательно, появляются роли, которые обозначаются словами. Дети-дошкольники начинают взаимодействовать между собой по два-три человека, пусть и кратковременно, их объединяет, например, общая игрушка. Основные сюжеты игр, по-прежнему, бытовые. Что касается игрушек, то дети чаще всего выбирают «любимые» – одни и те же. На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой [5].

Сюжетная игра является самой привлекательной деятельностью для дошкольников, именно поэтому воспитателю важно создать такие условия, при которых дети смогут овладеть игровыми умениями.

первым и главным условием становления сюжетной самодеятельной игры является становление мотива игры, присвоение её идеальной формы.

Условиями на разных возрастных этапах выступают следующие:

  1. В раннем возрасте: обучение практическим действиям с различными предметами; включение детей в совместную деятельность; организация обучающих игр с детьми, в которых дети научатся передавать игровой опыт; организация игровой среды и постоянное её пополнение;
  2. В дошкольном возрасте: вовлечение дошкольников в разыгрывание известных сюжетов, которое реализуется в рамках театрализованной игры; использование предметов-заместителей; вовлечение детей в игровую ситуацию; наличие у дошкольника уже достаточного игрового опыта, ориентировки в окружающем, способности обобщать, устанавливать связи между отдельными свойствами и признаками предметов и т. д.

Театрализованная игра – это разыгрывание в лицах разнообразных литературных произведений (например, рассказа, сказки и т. д.)

Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации ребёнка в процессе осмысления им литературного произведения, участия в игре, которая создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия [1].

Огромное влияние театрализованных игр на становление самодеятельной сюжетной игры дошкольников заключается в том, что они раскрывают для ребёнка механизм реализации игровой деятельности во всей полноте этой реализации (мотив, техника, эмоциональность, специфика речи, специфика изображения и др.).

Театрализованные игры разнообразны по своей тематике, по средствам изображения, что даёт педагогу возможность использовать их в целях обогащения игрового опыта дошкольников, который в будущем станет основой их самодеятельных игр.

Театрализованные игры делятся на две большие группы: игры-драматизации (основаны на собственных действиях исполнителя роли) и режиссерские игры (теневой театр, настольный театр, театр на фланелеграфе) [1].

Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям [6].

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности детей являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Список использованной литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Запорожец А.В. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребёнка. // В кн.: Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика, 1986. – С. 223-257.
  3. Запорожец А.В. Психология действия: избр. психол. тр. / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. -соц. ин-т. – Воронеж: Модэк, 2000. – 732 с.
  4. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 1992. – 23 с.
  5. Кравцова Е.Е. Игра и произвольность // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 11. – С. 12–19.
  6. Куцакова Л.В. Воспитание ребёнка-дошкольника: Развитого. Образованного. Самостоятельного. Инициативного. Неповторимого. Культурного. Активно-творческого: учебно-метод. пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: ВЛАДОС, 2003, 2004. – 367 с.
  7. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // В кн. Проблемы развития психики. – М., Изд-во МГУ, 1981. – С. 481-508.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год