«Театрализованная игра в педагогической работе по речевому развитию детей дошкольного возраста» |
Театральные занятия | |||
Автор: Солянкина Елена Геннадьевна | |||
20.08.2022 19:39 | |||
«Театрализованная игра в педагогической работе по речевому развитию детей дошкольного возраста» Мы используем речь как способ передачи своих мыслей. Речь по праву считается одной из главных потребностей и человека. [1]. Именно речь отличает нас от других представителей живого мира. Непосредственно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Именно в дошкольном возрасте начинают проявляться недостатки речевого развития детей, а также индивидуальные особенности. Развитие речи — творческий, иногда сложный процесс. Важно вести целенаправленную, а также педагогическую работу. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования тенденций педагогической практики. Необходимо использовать разнообразные педагогические методы и приемы при осуществлении социального и коммуникативного развития ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков детей носит комплексный характер. Поэтому организация образовательных процессов, направленных на вовлечение ребенка в мир социальных отношений, требует специальных навыков, знаний о ребенке, собственного опыта педагога.
Развитие речи — ее звуковой части, словарного запаса, грамматической структуры, связного высказывания – главная задача педагогической работы. Она предполагает коррекцию как нарушений речи, так и развитие личности детей, укрепления и защиты их здоровья. Одним из ведущих направлений деятельности дошкольников является игровая деятельность. Дошкольный возраст — наиболее предпочтительное время для применения игровых технологий в образовании. [2] С возрастом дети приобретают новые навыки. Методы игры также меняются и становятся все более сложными и разнообразными. От игр с использованием погремушек в раннем детстве до ролевых игр в дошкольном возрасте, эти занятия играют важную роль в жизни ваших детей. Игра оказывает огромное влияние на развитие речи, так как некоторые дети начинают говорить в возрасте 6 месяцев. К двум годам у большинства детей большой словарный запас и они начинают использовать простые предложения для выражения своих потребностей, мыслей и чувств. За это время дети одновременно уходят от одиночной игры и через первую параллельную игру начинают проявлять социальные навыки и переходят к совместной игре. Однако все этапы игры поддерживают раннее развитие языка. Игра позволяет детям развивать изученные языковые навыки и развивать расширяющийся словарный запас. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками также позволяет детям совершенствовать свои речевые навыки, слушая других. Взаимодействие является жизненно важным фактором языковой поддержки; дети с ограниченной способностью к взаимодействию часто будут иметь незрелое развитие речи. Важно обеспечить, чтобы у каждого ребенка были возможности играть в игры и поощрять возможности общаться с другими. Социального развитие имеет важное значение для достижения и содействия развитию языка. Как показывает практика, одним из наиболее эффективных средств для развития общей речи, в том числе выразительности, является игра-драматизация. Это связано с тем, что игра — основное занятие для детей, а театр — одно из самых знакомых, понятных и интригующих искусств. Использование театра в воспитании и обучении детей дошкольного возраста позволяет решать самые разные задачи: нравственное и художественное воспитание, развитие коммуникативных навыков, воображения, инициативы и так далее. Позволяет решить ряд связанных с этим проблем. Благодаря такой игре дети могут развивать не только речь в целом, но и прямое ее выражение. Во время игры ребенок познает и усваивает все разнообразие родной речи. Играя роль, дети учатся использовать различные средства выражения и интонации с целью передачи характера, действий и поведения своего персонажа. Драма (греческое drama — действие) — это игра, основанная на любом литературном произведении или сюжете сказки. Сюжет драмы более или менее повторяет сюжет выбранного детьми произведения, а персонажи соответствуют персонажам произведения. Театральная деятельность в детском саду способствует активизации познавательного интереса детей к чтению. Это также развивает художественный и эстетический вкус детей. Кроме того, данная работа направлена на раскрытие художественных талантов и творческого потенциала малышей, которые пригодятся им в будущем. Педагоги могут применять театральную деятельность не только в специальных занятиях, но и в течение всего дня. Театрализованная игра несет в себе роль важнейших средств формирования интонационной стороны детской речи, а также развития эмпатии, т.е. умения распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы помощи. При работе с заикающимися детьми это должно быть частью любой деятельности или режима момента. Она должна проводиться систематически, при этом подбор и распространение речевого материала необходимо в соответствии с возможностями детей. Через различные виды театра необходимо развивать у детей мелкую и общую моторику и подбирать игры для театрализации на первых этапах работы с заикающимися детьми по схеме «педагог – дети», а во втором – «ребенок – дети». Кроме того, театральные игры должны развивать речевые ситуации, способствующие развитию речи и навыков речевого общения. Основные методы, используемые при организации игр-драматизаций с целью развития выразительности речи младшего дошкольного возраста: - Метод моделирования ситуаций – это способ совместного создания различных ситуаций и историй, то есть модели. - Метод творческой беседы – это способ, с помощью которого дети могут войти в определенный художественный образ, используя тактику диалога или вопросов. - Метод ассоциаций – это метод, с помощью которого педагоги могут стимулировать мышление и воображение детей, сравнивая ассоциации и создавать новые желаемые образы на основе полученных ассоциаций. Для наиболее успешной и плодотворной работы по повышению выразительности речи у дошкольников в этих играх используются различные игровые инструменты, атрибуты. Особенно детей завораживает, если атрибуты для игр-драматизаций они делают совместно с педагогом. Например, при организации игр-драматизаций с куклами, можно использовать самодельные тряпичные куклы, которые дети делают вместе с педагогом. В основном игры-драматизации с использованием тряпичных кукол используются с целью:
Дошкольное образование должно развивать, обогащать ребенка новыми знаниями и формировать в нем познавательные интересы и способности. Правильно подобранный игровой материал и упражнения позволят положительно повлиять на все составляющие речи. В игре ребенок пополняет словарный запас, активизирует устную речь, понимает значение слов, развивает свои коммуникативные навыки, логически правильно выражает мысли. Решаются многие проблемы:
Подводя итог вышесказанному, использование игр способствует развитию речевой активности у дошкольников. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт реализовывать поставленные задачи, сообща достигая цели. Для этого важно добиться достижения нескольких пунктов одновременно: Дети должны отчетливо понимать, что от них требуется. Надо просто и ясно изложить условия игры и уметь верно поставить цели и задачи. И родители, и воспитатели должны быть вместе вовлечены в процесс игры и в процессе не забывать поощрять ребенка. Обыкновенная похвала – морально поддержит любого ребенка и придаст ему уверенности. Библиографический список
|