«Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность» |
Театральные занятия | |||
Автор: Кардаш Елена Леонидовна | |||
02.03.2022 05:51 | |||
«Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность» Огромную часть в дошкольном возрасте ребенок проводит в творческой деятельности. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование. Очень распространенным видом художественной деятельности служит пересказ детских произведений и участие в театрализованных представлениях. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать что-то такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. В то же время игра наиболее доступный ребенку и интересный для него метод переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Ключевым из видов творческой деятельности является театрализация. Театрализованная игра как один из её видов, является лучшим средством социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создаёт подходящие условия для развития положительного взаимоотношения между детьми. У детей создаются уважительные отношения между собой. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность обучает детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, искусству импровизировать. Театрализованная деятельность помогает решать многочисленные педагогические задачи, касающиеся развития выразительности речи ребенка, умственного и художественно-эстетического воспитания. Применяя театрализованную игру наблюдала как формируются следующие особенности детей: общее развитие (фантазия, мышление, воображение, память, наблюдательность); формировалась выразительность речи; творческое формирование личности; вырабатывались волевые черты характера; развивались заинтересованность и любознательность.
Главное, театр открывал интеллектуальные и творческие возможности ребенка и давал возможность подстроиться ему в социальной среде. Театральная деятельность — это самый доступный вид детского творчества в дошкольном возрасте, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует практически во всех режимных моментах: зарядка, занятия, прогулка, подвижные и сюжетно-ролевые игры, праздники и развлечения. Для успешной театрализованной деятельности в группе педагог организовывал обстановку для развития творческой активности детей. В театрализации поощряет творчество, развивает способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Педагог побуждает к импровизации средствами мимики, выразительности движений и интонациями. Приобщает детей к театральной культуре (знакомит с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров). Театрализованная деятельность близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими. Игра — наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки полученных впечатлений и выражения эмоций. Дошкольный возраст проходит в окружении игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта. Театрализованная игра — одно из наиболее эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом действии. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, передаёт замысел, показывает своё поведение в роли, по-своему использует предметы. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Отмечено, чем раньше начать заниматься с детьми театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии, выводить из непростого состояния. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно. Театральная постановка представляет частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку. Во-первых, инсценировка, строится на совершаемом самим ребенком действии, она наиболее близка, действенна и непосредственно объединяет художественное творчество с личным переживанием. Во-вторых, инсценировка ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой. Основные задачи при театрализованной деятельности делятся на два типа: Воспитательные — ориентированы на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных, особенностей ребенка средствами детского театра. Образовательные, которые связаны непосредственно с развитием умения и навыков сценических воплощений, нужных для участия в детском театре. Работая над ролью, педагог, старается не заучивать с детьми готовые тексты, а предлагает самим им придумывать фразы, диалоги. В результате маленькие актеры, основываясь на знании пьесы, самостоятельно ищут выразительные особенности для своих героев, используя пластику, мимику, танцевальные, песенные, и игровые экспромты. Здесь открывается весь творческий потенциал ребенка, они учатся не только у педагога, но и друг у друга. Главным в театрализованных постановках является процесс репетиций, процесс воплощения, и творческого переживания, а не конечный результат, именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается эмоциональный двигательный контроль, символическое мышление. Каждая новая постановка превращается в необычный праздник, яркий, торжественный. Понятно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, искусству импровизировать. В наше время социуму нужна личность такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть задачей творчески, без заблаговременной подготовки, обладал выдержкой, чтобы пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
|