Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность, как важное условие для развития личности ребёнка.
Театральные занятия
Автор: Тишлиева Ольга Анатольевна   
11.12.2021 09:51

Театрализованная деятельность, как важное условие для развития личности ребёнка.Театрализованная деятельность, как важное условие для развития личности ребёнка.

Аннотация. Сказка — одно из доступных средств, для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Такие понятия как «добро» и «зло» — очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи.

Ключевые слова: русская народная сказка, дидактическая игра, нравственное воспитание.

 

Скачать конспект

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Актуальность: Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития и в дальнейшем становление его как личности. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение между людьми. Часто видно, как бывает трудно даже умным и талантливым людям выразить свои мысли. А непонимание другого человека часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. Поэтому хорошо развитая речь играет немаловажную роль в процессе коммуникации.

Одним из понятных и доступных средств развития речевых навыков является театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно для ребенка активизируется его словарь, совершенствуется звуковая культура речи.

Театрализованные игры сохраняют непосредственность детской игры, поэтому так любимы детьми. Театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные также с:

  • художественным образованием и воспитанием детей
  • формированием эстетического вкуса
  • нравственным воспитанием
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости решением конфликтных ситуаций через игру.

Актуальность выбранной темы также обусловлена тем фактом, что с самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности. Характер взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всей жизни, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе. Сформированность коммуникативных способностей будет предопределять характер межличностных отношений и социальную позицию личности, как в детстве, так и во взрослой жизни. Чем раньше будут выявлены трудности во взаимодействии с другими людьми, тем больше шансов помочь ребенку в усвоении иных, более продуктивных способов общения и взаимодействия с окружающими.

Следует также отметить тот факт, что театрализованная деятельность заключается в многообразных коммуникативных умениях и навыках. В процессе театрализованной деятельности в форме игры происходит глубокое эмоционально-действенное освоение сказочного мира, формируется умение общаться, развиваются коммуникативные навыки.

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемой частью театрализованной деятельности и элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка.

Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной, помогает расширить словарный запас ребёнка. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

При работе с детьми дошкольного возраста, так же реализуются образовательные и развивающие задачи: это возможность заинтересовать детей театрализованной деятельностью, показать возможности проявления творчества и фантазии; вызвать желание участвовать в совместной деятельности; воспитывать в детях любовь и интерес к русским народным сказкам, нравственное отношение друг – другу.

Одна, из интересных для детей, форма организации совместной деятельности это проведение «Сказочной викторины».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание физкультминуток, пальчиковых игр.

Оборудование: ноутбук, экран, иллюстрации к сказкам, мольберты, реквизиты и костюмы к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».

Ход сказочной викторины «Что за прелесть эти сказки!».

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы приглашаем вас в путешествие в мир русских народных сказок. Вы хотите принять участие в сказочной викторине? Готовы сказки вспоминать и на вопросы отвечать? Тогда будьте все внимательны, дружны и любознательны.

Итак, задание первое «Загадки»

Воспитатель: нужно вам загадки отгадать и ответ скорей назвать.

1. Рыжая шуба, хитрые глаза

Во всех лесах она краса.

А зовут ее (Лиса)

2. Зимой белый, летом серый (Заяц).

3. Серовато, зубовато, по полю рыщет

Телят, ребят ищет (Волк).

4. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал

А проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной (Медведь).

5. Юркий, маленький зверек

По деревьям прыг да скок (Белка).

6. Колючий клубок

Не видать ни головы, не ног (Ежик).

Воспитатель: Ребята, где живут все эти звери? (в лесу, в сказке, в книге).

Задание второе. Дидактическая игра: «Назови слово».

Воспитатель: В сказочном лесу живут разные звери, ребята, вы должны вспомнить, как их называют.

Мышка…… Норушка

Лягушка…… Квакушка

Зайчик…… Побегайчик

Лисичка…… Сестричка

Волк……… Зубами щёлк

Медведь…… Косолапый

Сорока…… Белобока

Заяц…… Короткий хвост

Медведь…… Топтыгин

Лиса… Патрикеевна.

Задание третье. Назови «Из какой сказки песенка?».

Воспитатель: Ребята, вам нужно внимательно послушать песенки и сказать правильно название русской народной сказки.

Задание четвёртое. «Сказка в картинках». Воспитатель: Перепутались картинки – сказку нужно показать (расположить иллюстрации к сказке в правильной последовательности), сказку нужно рассказать.

Воспитатель вывешивает на мольберте иллюстрации к сказкам (в беспорядке). Дети размещают иллюстрации по порядку, затем все рассказывают сказку.

Задание пятое. Игра физ. минутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок — малютка просто. (Присесть)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками)

Задание шестое. Драматизация сказки ребятами старшей группы «Лисичка со скалочкой».

Сказочница: Занавес открывается, сказка начинается

Вот ворота открываю, сказку сразу начинаю!

За ступенькою ступенька – будет лесенка.

к слову ставь складенько –будет песенка.

А колечко за колечко – будет вязочка.

Сядь со мною на крылечко –слушай сказочку.

Сказочница читает текст от имени автора, а дети исполняют роли героев сказки.

Воспитатель: Вот и закончилась наша викторина «Что за прелесть эти сказки». Ребята вам понравилось путешествие в страну русских народных сказок? Что больше всего вам понравилось?

Таким образом, сказка является эффективным инструментом развития речи дошкольника. Участие детей в театрализованной игре создает благоприятные условия для развития у них коммуникативных навыков, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе игровых диалогов и монологов наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Такая деятельность позволяет развивать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Автор:

Тишлиева Ольга Анатольевна

МАДОУ №29, г. Сухой Лог

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год