Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»
Театральные занятия
Автор: Синютина Галина Николаевна   
11.11.2021 08:25

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Галина Николаевна Синютина, воспитатель МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» г.о. Саранск

Театр – искусство прекрасное. Оно
облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и
доброты. К.С. Станиславский

В настоящее время в связи с новыми задачами, поставленными обществом перед системой образования, проблема речевого развития дошкольников приобретает особую актуальность. В решении задач, связанных с развитием речи дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. В процессе обучения и воспитания детей, связная речь выступает средством получения знаний и средством контроля этих знаний.

Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех аспектов связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

 

Скачать конспект

Театрализованная игра помогает стимулировать речь за счет расширения словарного запаса, помогает усвоить богатства родного языка, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируются диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь ребенка. Формируются выразительные средства связной речи: динамика, темп, интонацию и др. Речь становится более эмоциональной, выразительной и осмысленной.

Основной целью театрализованной деятельности является создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развития у них мотивации к устранению речевых дефектов.

Исходя из основной цели, мною были сформулированы следующие задачи:

  • Стимулирование речевой активности
  • Развитие вербальной и невербальной коммуникации
  • Формирование коммуникативной функции речи
  • Развитие мотивационных стремлений ребенка к исправлению своих речевых дефектов посредством театральной деятельности
  • Совершенствование познавательных процессов
  • Развитие эстетических и творческих способностей
  • Вовлечение родителей и детей к совместной деятельности
  • Обучение родителей, как общаться и взаимодействовать с ребенком.

Театрализованная деятельность способствует внедрению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

В этом большую помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

С этой целью мной был организован кружок по театральной деятельности «Волшебный мир театра», который веду уже 6 лет.

В течение учебного года я работаю с детьми в театральном уголке, инсценируя сказки, ставя спектакли, наблюдая за речью детей. Театр помогает сформировать у детей способность принимать себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие недостатки; помогает понять свои чувства, причины поведения.

Театрализованные игры мной планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Дети с помощью воспитателя разыгрывают знакомые сказки, исполняют народные песни, рассказывают детские стишки, показывают небольшие развлекательные сцены. В процессе игровой деятельности используются приемы имитации, артикуляционной и пальцевой гимнастики.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Я учу детей управлять силой голоса, тоном речи, соответствующим характеру, учу звукоподражанию, четкой дикции. После изучения текста начали работу с детьми на движение; я учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса — хитрая, ходит на цыпочках, смотрит в глаза, поворачивает голову в разные стороны, хочет всем понравиться).

В процессе театральной деятельности у детей развивается речевая выразительность, дикция, творчество, интерес к театральной и игровой деятельности, активизируется детский словарный запас, улучшается диалогическая и связная речь. Совершенствуются исполнительские навыки.

Совместная творческая деятельность вовлекает даже недостаточно активных детей в процесс драматизации и помогает им преодолеть трудности в общении.

Организовываю педагогическую работу по развитию детской речи в театральной деятельности в различных формах и провожу как с детьми, так и с родителями.

Участие детей в театральной деятельности вместе с родителями является для всех праздником. Родители получают возможность лучше понять ребенка через совместную драматизацию, произнесение ролей, сочинение сказок. В результате отношения детей с родителями становятся лучше.

Задачи работы по театрализованной деятельности:

  • формирование у детей способности выражать свои мысли связно, последовательно
  • формирование грамматических и лексических аспектов речи
  • развитие навыков активной, разговорной, образной речи
  • развитие диалога, монологической речи
  • совершенствование художественного и речевого исполнительского мастерства детей в различных видах театральной деятельности
  • развитие интонационной выразительности речи.

Перед детьми ставлю цель, оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказать им необходимую помощь, предложить сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театральных играх отражаются персонажи и сюжеты, которые волновали детей, как они проходят через себя характер героев. И я вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяются» комплексы и дети преодолевают страхи. Наблюдение за детьми показало, что такой подход помогает даже самым робким детям справиться с волнением.

Игру-драматизацию называют самым «разговорным» видом театральной деятельности. Целостное воздействие на личность ребенка. Работа с родителями

Формирование устойчивого интереса детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители-главные помощники. Чтобы привлечь родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

  • Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).
  • Анкета: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».
  • Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно купить ребенку?».

Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

  • Разработка памяток «Домашний театр», «Развитие детской речи посредством театрализованных игр».
  • Дни открытых дверей «Мы всегда рады видеть вас!

Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие учителя — логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ДОУ.

Для решения этих задач в группе создана предметно-пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагогов, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группе функционирует «Центр театра». Его оснащение периодически пополняется.

«Центр театра»

В группе работает театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, Би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый); маски, шляпы, парики, костюмы, реквизит (носы, очки, усы и т. д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелевая графика; экран; атрибуты для ярмарки (шарфы, ленты, шляпы, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия ( «герои сказок», «что такое сказка?»). Создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы: * просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • драматизация игры (подготовка и воспроизведение различных сказок, стихов, рассказов и потешек);
  • речевые игры и упражнения (для развития монологической и диалогической речи);
  • придумывание сказок и рассказов на основе детских рисунков;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания по развитию речевой и интонационной выразительности;
  • игры превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизации;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т. д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей для родителей, педагогов, детей массовых групп.

Инсценирование сказки очень занимательна для детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сцену.

Детская речь становится более выразительной и грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, и в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный эмоциональный заряд от спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Итогом работы за год в старшей группе был спектакль для родителей «Муха-Цокотуха» по сказке Чуковского К. И., а в подготовительной «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена. Просмотр спектаклей нашел положительный отклик у родителей, педагогов и детей. Родители помогали шить костюмы для выступления, малыши делали атрибуты для спектакля (лепили из теста бублики, пирожные, раскрашивали маски и приклеивали цветы).

Таким образом, важным условием для успеха драматизации является глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Театрализованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словарного запаса, развития мышления, воображения, творчества. В заключение нельзя не отметить важность вовлечения родителей наших воспитанников в процесс организации театрализованной деятельности детей. Ведь именно из-за отсутствия внимания у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и других функциональных систем. Родители являются участниками воспитально — образовательного процесса в ДОУ. Поэтому важно работать с родителями в данном направлении. Обращаем внимание родителей на особенности и значение театрализованной деятельности для развития речи детей. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.

В результате проделанной работы дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе, улучшили актерское мастерство, речь, стали более открытыми, легкими в общении. Обрели уверенность в себе.

Библиографический список

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. –127 с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
  3. Источник: http: //doshvozrast. ru/metodich/pedoput83. htm
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004. –125 с.
  5. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной детальности. –М.: Сфер2010. –128 с
  6. Новикова Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника // Дошкольное воспитание. 2014. №11.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год