«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников в группе компенсирующей направленности» |
Театральные занятия | |||
Автор: Синютина Галина Николаевна | |||
11.11.2021 08:25 | |||
«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников в группе компенсирующей направленности» Галина Николаевна Синютина, воспитатель МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» г.о. Саранск Театр – искусство прекрасное. Оно В настоящее время в связи с новыми задачами, поставленными обществом перед системой образования, проблема речевого развития дошкольников приобретает особую актуальность. В решении задач, связанных с развитием речи дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. В процессе обучения и воспитания детей, связная речь выступает средством получения знаний и средством контроля этих знаний. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех аспектов связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Театрализованная игра помогает стимулировать речь за счет расширения словарного запаса, помогает усвоить богатства родного языка, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируются диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь ребенка. Формируются выразительные средства связной речи: динамика, темп, интонацию и др. Речь становится более эмоциональной, выразительной и осмысленной. Основной целью театрализованной деятельности является создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развития у них мотивации к устранению речевых дефектов. Исходя из основной цели, мною были сформулированы следующие задачи:
Театрализованная деятельность способствует внедрению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку. В этом большую помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. С этой целью мной был организован кружок по театральной деятельности «Волшебный мир театра», который веду уже 6 лет. В течение учебного года я работаю с детьми в театральном уголке, инсценируя сказки, ставя спектакли, наблюдая за речью детей. Театр помогает сформировать у детей способность принимать себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие недостатки; помогает понять свои чувства, причины поведения. Театрализованные игры мной планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Дети с помощью воспитателя разыгрывают знакомые сказки, исполняют народные песни, рассказывают детские стишки, показывают небольшие развлекательные сцены. В процессе игровой деятельности используются приемы имитации, артикуляционной и пальцевой гимнастики. Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Я учу детей управлять силой голоса, тоном речи, соответствующим характеру, учу звукоподражанию, четкой дикции. После изучения текста начали работу с детьми на движение; я учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса — хитрая, ходит на цыпочках, смотрит в глаза, поворачивает голову в разные стороны, хочет всем понравиться). В процессе театральной деятельности у детей развивается речевая выразительность, дикция, творчество, интерес к театральной и игровой деятельности, активизируется детский словарный запас, улучшается диалогическая и связная речь. Совершенствуются исполнительские навыки. Совместная творческая деятельность вовлекает даже недостаточно активных детей в процесс драматизации и помогает им преодолеть трудности в общении. Организовываю педагогическую работу по развитию детской речи в театральной деятельности в различных формах и провожу как с детьми, так и с родителями. Участие детей в театральной деятельности вместе с родителями является для всех праздником. Родители получают возможность лучше понять ребенка через совместную драматизацию, произнесение ролей, сочинение сказок. В результате отношения детей с родителями становятся лучше. Задачи работы по театрализованной деятельности:
Перед детьми ставлю цель, оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказать им необходимую помощь, предложить сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театральных играх отражаются персонажи и сюжеты, которые волновали детей, как они проходят через себя характер героев. И я вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяются» комплексы и дети преодолевают страхи. Наблюдение за детьми показало, что такой подход помогает даже самым робким детям справиться с волнением. Игру-драматизацию называют самым «разговорным» видом театральной деятельности. Целостное воздействие на личность ребенка. Работа с родителями Формирование устойчивого интереса детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители-главные помощники. Чтобы привлечь родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».
Работа с педагогами Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие учителя — логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ДОУ. Для решения этих задач в группе создана предметно-пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагогов, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группе функционирует «Центр театра». Его оснащение периодически пополняется. «Центр театра» В группе работает театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, Би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый); маски, шляпы, парики, костюмы, реквизит (носы, очки, усы и т. д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелевая графика; экран; атрибуты для ярмарки (шарфы, ленты, шляпы, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия ( «герои сказок», «что такое сказка?»). Создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр. Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы: * просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Инсценирование сказки очень занимательна для детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сцену. Детская речь становится более выразительной и грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, и в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный эмоциональный заряд от спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Итогом работы за год в старшей группе был спектакль для родителей «Муха-Цокотуха» по сказке Чуковского К. И., а в подготовительной «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена. Просмотр спектаклей нашел положительный отклик у родителей, педагогов и детей. Родители помогали шить костюмы для выступления, малыши делали атрибуты для спектакля (лепили из теста бублики, пирожные, раскрашивали маски и приклеивали цветы). Таким образом, важным условием для успеха драматизации является глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение. Театрализованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словарного запаса, развития мышления, воображения, творчества. В заключение нельзя не отметить важность вовлечения родителей наших воспитанников в процесс организации театрализованной деятельности детей. Ведь именно из-за отсутствия внимания у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и других функциональных систем. Родители являются участниками воспитально — образовательного процесса в ДОУ. Поэтому важно работать с родителями в данном направлении. Обращаем внимание родителей на особенности и значение театрализованной деятельности для развития речи детей. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В результате проделанной работы дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе, улучшили актерское мастерство, речь, стали более открытыми, легкими в общении. Обрели уверенность в себе. Библиографический список
|