Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Театральные занятия
Автор: Журавлева Светлана Васильевна   
18.06.2021 13:08

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Обобщение педагогического опыта «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

«Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки Легко меняются герои, маски Любой малыш здесь хочет побывать. Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой свободно проведя, И вот ребенок скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля!» Т.Ю. Григорьева

Введение:

Актуальность. Воспитатель ежедневно устанавливает эмоциональную связь с ребенком, формирует атмосферу понимания, добра, сотрудничества. Если это достигнуто, то ребенку легко учится, легко общаться, жить в коллективе.

 

Скачать конспект

Нам доверяют самое дорогое – воспитание детей. И даже имея опыт в работе, постоянно ищешь новые пути к душе ребенка. Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, речевого развития ребенка и развитие его творческих способностей. В современном мире остро чувствуется дефицит доброты, внимания и живого человеческого общения, все чаще живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотек. Дети редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные занятия по освоению речи – вообще редкость.

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Рассмотрение проблемы развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста, дает основание для вывода о возможности и необходимости использования средств театрального искусства в воспитании и образовании дошкольников. Многие представители отечественной педагогики (К. Д. Ушинский, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, С.Г. Шацкий) хотели более широкого использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения. Их поддерживали и деятели театра А.А. Брянцев, Н. Н. Сац, Л. Г.Шпет, С. А.Ауслендер, Н. С. Шер, К. П.Спасская, Г.Л. Рошаль.

Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывалась и современными исследователями: И.Л. Люблинским, Ю.И. Рубиной, А.П. Ершовой, Н.С. Карпинской, А.Я. Михайловой, Т. Г. Пеня, М. П. Проблема творчества и развития художественно-творческих способностей разрабатывалась Т.И. Артемьевой, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, изучением вопросов развития актерских способностей занимались Н.В. Рождественская, Ю.И. Рубина, A.M. Савицкайте, П.М. Якобсон. Ряд исследований в сфере культурно-просветительной работы и культурно-досуговой деятельности рассматривают общевоспитательное, эстетическое, нравственное воздействие театрального коллектива, театральной самодеятельности на личность. Считая театр важным условием формирования ее всестороннего гармонического развития речи и творческого мышления дошкольников, творческих способностей, интереса к искусству (А. И. Аверьянов, С.Л. Афанасьев, В.Ф. Савина, В.И. Белов, Л.М. Петрова, Н.Ш. Владимирова, В.И. Гурова).

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру у ребенка не только развивается речь и творческое мышление, он познает мир умом, сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, творческое мышление, воображение и речь.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность.

Предметом исследования является развитие речи и творческого мышления через театрализацию.

Цель исследования – создания условий для развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами театрального искусства. В соответствии с целью определены следующие Задачи исследования:

  1. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных персонажей.
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).
  5. Познакомить с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр зверей, теневой театр и др.).
  6. Создать условия для развития творческой активности детей.

В ходе работы над темой исследования мы руководствовались следующими принципами:

  1. Управление по результатам диагностики.
  2. Дифференциация – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Целостность – учебно – воспитательный процесс.
  4. Системность – чёткая система с простым принципом построения.
  5. Научность – развитие познавательных процессов младших и средних дошкольников.

В ходе исследования была сформулирована гипотеза, заключающаяся в том, что развитие речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • обеспечена взаимосвязь театральной деятельности с процессом развития речевых и творческих способностей ребенка
  • реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог- ребенок-родитель в процессе развития речи и творческого мышления
  • организован процесс репетиций, поскольку именно работа над образом не менее важна чем сам спектакль

- достигнуты такие результаты, как повышение общей культуры ребенка, речевое раскрепощение, желание выступать с коллективом сверстников, попробовать себя в разных ролях.

Новизна исследования заключается в том, что для активации речевого развития используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам игры на развитие речевого дыхания, творческой самостоятельности.

Практическая значимость. Данный опыт работы будет интересен воспитателям, родителям и может применяться в дошкольных учреждениях в целях повышения качества развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Этапы педагогического исследования.

На подготовительном этапе мы определили тему исследования, обозначили основную цель и задачи, выдвинули гипотезу.

Основной этап начался с мониторинга представления детей о театре и театрализации и разработки программы «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста» по результатам мониторинга. Провели анкетирование среди родителей в начале года.

Практический этап включил в себя внедрение программы в воспитательный процесс, уточнение и корректировку форм, методов и приемов работы с детьми.

На заключительном этапе проводился итоговый мониторинг «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

В результате дети получили представление о театре его истории, о различных видах театров (пальчиковый, би-ба-бо, кукольный, ролевой).

Научились пересказывать сюжеты литературных произведений, придумывать диалоги действующих лиц в сказках (используя мимику, жесты, позы). Понимают театральную атрибутику (сцена, занавес, ширма, актеры). У детей улучшилось внимание, мышление, диалогическая речь, дети научились преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Дети стали более раскрепощенными, общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Глава 1. Теоретические основы развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста

1. 1. Особенности развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараемся уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Сегодня, когда широко решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства. Творческая деятельность и развитие творческих способностей детей -это составная часть современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать. Творческое мышление – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «я». Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б.М. Теплов и многие другие.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Дети младшего возраста любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит театрализованной деятельности, так как она напрямую связана с художественным словом. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятным ребенку образом (стихи А. Барто из серии «Игрушки»). Им доступны простейшие сказки- как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети младшего дошкольного возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится. Малыши очень любят играть в театральные игры со стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больший эффект в развитии речи.

Хорошо использовать пальчиковый театр. Эти маленькие фигурки, которые очень нравятся детям младшего возраста, легко надеваются на пальчики и являются уникальным средством для развития речи: стимулируют речевое развитие, и развивает мелкую моторику рук.

В развитии речи и творческого мышления дошкольников большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребенок, но и семье. Воспитателю необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, ведь в первую очередь, родители – главные ответственные за воспитание своих детей. Кроме того, творческое взаимодействие педагога и родителя дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Театрализованная деятельность раскрывает творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год