Обобщение педагогического опыта «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста» |
Театральные занятия | |||
Автор: Журавлева Светлана Васильевна | |||
18.06.2021 13:08 | |||
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста» «Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки Легко меняются герои, маски Любой малыш здесь хочет побывать. Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой свободно проведя, И вот ребенок скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля!» Т.Ю. Григорьева Введение: Актуальность. Воспитатель ежедневно устанавливает эмоциональную связь с ребенком, формирует атмосферу понимания, добра, сотрудничества. Если это достигнуто, то ребенку легко учится, легко общаться, жить в коллективе.
Нам доверяют самое дорогое – воспитание детей. И даже имея опыт в работе, постоянно ищешь новые пути к душе ребенка. Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, речевого развития ребенка и развитие его творческих способностей. В современном мире остро чувствуется дефицит доброты, внимания и живого человеческого общения, все чаще живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотек. Дети редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные занятия по освоению речи – вообще редкость. Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Рассмотрение проблемы развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста, дает основание для вывода о возможности и необходимости использования средств театрального искусства в воспитании и образовании дошкольников. Многие представители отечественной педагогики (К. Д. Ушинский, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, С.Г. Шацкий) хотели более широкого использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения. Их поддерживали и деятели театра А.А. Брянцев, Н. Н. Сац, Л. Г.Шпет, С. А.Ауслендер, Н. С. Шер, К. П.Спасская, Г.Л. Рошаль. Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывалась и современными исследователями: И.Л. Люблинским, Ю.И. Рубиной, А.П. Ершовой, Н.С. Карпинской, А.Я. Михайловой, Т. Г. Пеня, М. П. Проблема творчества и развития художественно-творческих способностей разрабатывалась Т.И. Артемьевой, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, изучением вопросов развития актерских способностей занимались Н.В. Рождественская, Ю.И. Рубина, A.M. Савицкайте, П.М. Якобсон. Ряд исследований в сфере культурно-просветительной работы и культурно-досуговой деятельности рассматривают общевоспитательное, эстетическое, нравственное воздействие театрального коллектива, театральной самодеятельности на личность. Считая театр важным условием формирования ее всестороннего гармонического развития речи и творческого мышления дошкольников, творческих способностей, интереса к искусству (А. И. Аверьянов, С.Л. Афанасьев, В.Ф. Савина, В.И. Белов, Л.М. Петрова, Н.Ш. Владимирова, В.И. Гурова). Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру у ребенка не только развивается речь и творческое мышление, он познает мир умом, сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, творческое мышление, воображение и речь. Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста». Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность. Предметом исследования является развитие речи и творческого мышления через театрализацию. Цель исследования – создания условий для развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами театрального искусства. В соответствии с целью определены следующие Задачи исследования:
В ходе работы над темой исследования мы руководствовались следующими принципами:
В ходе исследования была сформулирована гипотеза, заключающаяся в том, что развитие речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- достигнуты такие результаты, как повышение общей культуры ребенка, речевое раскрепощение, желание выступать с коллективом сверстников, попробовать себя в разных ролях. Новизна исследования заключается в том, что для активации речевого развития используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам игры на развитие речевого дыхания, творческой самостоятельности. Практическая значимость. Данный опыт работы будет интересен воспитателям, родителям и может применяться в дошкольных учреждениях в целях повышения качества развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Этапы педагогического исследования. На подготовительном этапе мы определили тему исследования, обозначили основную цель и задачи, выдвинули гипотезу. Основной этап начался с мониторинга представления детей о театре и театрализации и разработки программы «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста» по результатам мониторинга. Провели анкетирование среди родителей в начале года. Практический этап включил в себя внедрение программы в воспитательный процесс, уточнение и корректировку форм, методов и приемов работы с детьми. На заключительном этапе проводился итоговый мониторинг «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста». В результате дети получили представление о театре его истории, о различных видах театров (пальчиковый, би-ба-бо, кукольный, ролевой). Научились пересказывать сюжеты литературных произведений, придумывать диалоги действующих лиц в сказках (используя мимику, жесты, позы). Понимают театральную атрибутику (сцена, занавес, ширма, актеры). У детей улучшилось внимание, мышление, диалогическая речь, дети научились преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Дети стали более раскрепощенными, общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично. Глава 1. Теоретические основы развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1. 1. Особенности развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста. Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараемся уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию. Сегодня, когда широко решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства. Творческая деятельность и развитие творческих способностей детей -это составная часть современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать. Творческое мышление – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «я». Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б.М. Теплов и многие другие. Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Дети младшего возраста любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи. Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит театрализованной деятельности, так как она напрямую связана с художественным словом. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку. Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей. Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятным ребенку образом (стихи А. Барто из серии «Игрушки»). Им доступны простейшие сказки- как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети младшего дошкольного возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится. Малыши очень любят играть в театральные игры со стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больший эффект в развитии речи. Хорошо использовать пальчиковый театр. Эти маленькие фигурки, которые очень нравятся детям младшего возраста, легко надеваются на пальчики и являются уникальным средством для развития речи: стимулируют речевое развитие, и развивает мелкую моторику рук. В развитии речи и творческого мышления дошкольников большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребенок, но и семье. Воспитателю необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, ведь в первую очередь, родители – главные ответственные за воспитание своих детей. Кроме того, творческое взаимодействие педагога и родителя дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций. Театрализованная деятельность раскрывает творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
|