Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Театральные занятия
Автор: Потапенко Татьяна Сергеевна   
12.05.2021 17:40

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Год от года растёт число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ по картинке или серии картин, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и разнообразные гаджеты, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

 

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Л.С. Выготский отмечал, что «развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка».

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в образовательной деятельности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём, поэтому осуществлять его надо в специфических детских видах деятельности.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

Основными специфическими методами работы по организации игр — драматизаций с целью формирования связной речи детей являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов. «Моделирование начинается с замещения одних объёктов другими (реальных – условными)» [1].

Первая задача – научить использовать заместители. Сначала это может быть замещение элементов декорации, костюмов, предметов обихода, например, стул накрытый зеленым платком – кустарник или дерево, кубики желтого цвета – пирожками и т.п. Затем замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, Волк будет изображаться серым кружком, Красная шапочка – красным в сказке Ш. Перро «Красная шапочка»), по величине (Мишка – большой кружок, Мышка – маленький в латышской сказке «Лесной Мишка и проказница мышка»).

Проигрывание психогимнастических этюдов на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к "проживанию" за другого, но по-своему.

Этапы работы с этюдами следующие:

  1. этап: показ отдельных действий человека, животных и птиц;
  2. этап: показ цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (петушок увидел колосок, рассматривает его в задумчивости, зовет мышат);
  3. этап: импровизация под музыку ( «Листопад», «Веселый дождик»);
  4. этап: бессловесная импровизация по текстам стихов и прибауток, потешек (воспитатель читает В.Берестов «Больная кукла», «Заинька, зайка» и т.д.);
  5. этап: проигрывание отдельных эпизодов сказки с диалогами и словами автора.

Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога, а также беседы, словесные игры и упражнения для лучшего понимания текста, пополнения и расширения словарного запаса) [1].

«Погружение в сказку» при помощи "волшебных вещей" из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на принесенные вещи, используя "волшебный ритуал" (зажмурить глаза, вдохнуть, с выдохом открыть глаза «Раз, два, три – не зевай! Из какой сказки вещи отгадай!»). Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: корзинка с «пирожками» (Не ее ли несла Красная Шапочка?), скалка (не эту ли скалку нашла Лиса?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

Следующие словесные игры и упражнения помогают ребенку понять образные слова и выражения, встречающиеся в литературных произведениях. Беседы помогают понять глубину характера персонажа, понять замысел автора, запомнить слова героя или автора.

Упражнение «Скажи по-другому»

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: Как можно сказать по-другому?

За спину схоронилась (спряталась). Волчище страшный (ужасный). Лежал-лежал, да и задремал (заснул).

Игра «Скажи наоборот». Развитие умений подбирать антонимы к изолированным словам.

Беседа «Как понимать эти слова?». Развитие умений подбирать синонимы к изолированным словам.

«Как ты понимаешь это выражение?» Когда так говорят? Например, «Сломя голову», «Поминай как звали»,

Если дети затрудняются, им предлагается текст.

Сломя голову

Однажды Ваня проснулся и увидел, что будильник сломался, и Ваня уже опаздывал в школу. Он оделся и быстро побежал. Навстречу ему шла женщина и сказала: «Ты что бежишь сломя голову?» Ваня удивился и сказал: «У меня голова на месте». Почему женщина так сказала?

Игра «Что одинаково называют, да по-разному выглядит» Развитие умения понимать многозначность слов. Можно называть устно, а можно зарисовать на листе бумаги. Например, «кисть» — кисть руки, кисть для рисования, малярная кисть, кисть винограда или рябины.

Игра «Какой, какая, какое?» Развитие умения подбирать слова, характеризующие героя, или угадывать героя по словам определениям. Например, веселый, озорной, непослушный, быстрый, деревянный, любознательный (Буратино) и т.д.

Используемая литература

1. Особенности методики организации и проведения игр-драматизаций с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: //studbooks. net/1940440/pedagogika/osobennosti_metodiki_organizatsii_provedeniya_dramatizatsiy_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_usloviyah (дата обращения: 12. 04. 2021)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год