«Роль театрализованных игр в развитии речи старших дошкольников с нарушением речи» (из опыта работы). |
Театральные занятия | |||
Автор: Костылева Татьяна Прокопьевна | |||
11.03.2021 13:59 | |||
«Роль театрализованных игр в развитии речи старших дошкольников с нарушением речи» (из опыта работы). Костылева Татьяна Прокопьевна, воспитатель, МАДОУ «д/с №118г. Мурманска «Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты. К.С. Станиславский. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. Речь-это инструмент развития высших отделов психики. Главной задачей развития связной речи ребенка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием песен. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются. Цель моей работы – научить детей с нарушениями речи говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Реализуя цель, развития речи детей в театрализованной игре я поставила следующие задачи:
Театрализованные игры я использую как на занятиях, праздниках, развлечениях, так и в повседневной жизни детей. На первом этапе работы я рассказала детям о театре, театральных профессиях, познакомила с разными видами театров, правилах поведения в театре, рассмотрели красочные иллюстрации. В нашей группе собрано много видов театров: настольный, пальчиковый, конусный, театр на фланелеграфе, набор кукол, маски. Работу по формированию развития речи посредствам театрализованной деятельности начала со средней группы. Учила детей простейшим образно – выразительным умениям (имитировать характерные движения сказочных животных), элементам художественно – образных выразительных средств (имитации, мимике), в старшей группе стала совершенствовать художественно – образные умения. Исходя из опыта своей работы, хотелось бы выделить наиболее эффективные методы и приемы театрализованной деятельности в работе по развитию речи. 1. Игровые
2. Словесные
Для того чтобы реализовать цели и задачи по развитию связной речи, я знакомила детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими) их названием и содержанием. Также знакомила с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характерными особенностями, повадками), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами, особенностями содержания каждой сказки. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения использую следующие упражнения: «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры «Перестройся по росту». Пальчиковые игры: «Мальчик – пальчик, где ты был», «Дятел», «Снеговик», «Осень», и другие. Для обучения детей средствам речевой выразительности использовала артикуляционную гимнастику: «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл» и другие. Произносим с детьми слова с разной интонацией: «Возьми», «Принеси», «Здравствуй», (приветливо, небрежно, тихо, громко, шепотом). Привлекаю внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку». А также использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь когда…», «Я грущу когда…». Для развития дикции использую скороговорки, игры: «Подскажи словечко». Для того, чтобы поставить сказку мы с детьми ее сначала читаем и отвечаем на вопросы, потом беседуем по содержанию, и выбираем артистов. Затем я начинаю работать с артистами, разбираем с ними характер каждого героя, их движения, мимику, жесты и работаем с каждым индивидуально. И когда все готово обыгрываем сказку в группе, а потом идем с выступлением к малышам. Театрализованная деятельность актуальна для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает память мышление, воображение, обогащает и активизирует словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе. Список литературы
|