Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль театрализованных игр в развитии речи старших дошкольников с нарушением речи» (из опыта работы).
Театральные занятия
Автор: Костылева Татьяна Прокопьевна   
11.03.2021 13:59

«Роль театрализованных игр в развитии речи старших дошкольников с нарушением речи» (из опыта работы).«Роль театрализованных игр в развитии речи старших дошкольников с нарушением речи» (из опыта работы).

Костылева Татьяна Прокопьевна, воспитатель, МАДОУ «д/с №118г. Мурманска

«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты. К.С. Станиславский.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. Речь-это инструмент развития высших отделов психики. Главной задачей развития связной речи ребенка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

 

Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием песен. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются.

Цель моей работы – научить детей с нарушениями речи говорить отчетливо, грамотно, выразительно.

Реализуя цель, развития речи детей в театрализованной игре я поставила следующие задачи:

  • Развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью.
  • Воспитание звуковой культуры речи — развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, выработка четкой дикции.
  • Формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи.
  • Развитие связной речи.
  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Подготовка детей к обучению грамоте.

Театрализованные игры я использую как на занятиях, праздниках, развлечениях, так и в повседневной жизни детей. На первом этапе работы я рассказала детям о театре, театральных профессиях, познакомила с разными видами театров, правилах поведения в театре, рассмотрели красочные иллюстрации. В нашей группе собрано много видов театров: настольный, пальчиковый, конусный, театр на фланелеграфе, набор кукол, маски.

Работу по формированию развития речи посредствам театрализованной деятельности начала со средней группы. Учила детей простейшим образно – выразительным умениям (имитировать характерные движения сказочных животных), элементам художественно – образных выразительных средств (имитации, мимике), в старшей группе стала совершенствовать художественно – образные умения.

Исходя из опыта своей работы, хотелось бы выделить наиболее эффективные методы и приемы театрализованной деятельности в работе по развитию речи.

1. Игровые

  • Использование элементов подвижной игры
  • Сюрпризные моменты
  • Имитационные движения с элементами звукоподражания
  • Обыгрывание текста

2. Словесные

  • Повторение речевого материала
  • Вопросы
  • Чтение произведений со звукоподражаниями
  • Договаривание слов, фраз
  • Похвала
  • Наглядные
  • Использование иллюстраций к текстам
  • Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения с мелодией, пение детских песенок)
  • Использование игрушек, персонажей кукольного театра

Для того чтобы реализовать цели и задачи по развитию связной речи, я знакомила детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими) их названием и содержанием. Также знакомила с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характерными особенностями, повадками), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами, особенностями содержания каждой сказки.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения использую следующие упражнения: «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры «Перестройся по росту». Пальчиковые игры: «Мальчик – пальчик, где ты был», «Дятел», «Снеговик», «Осень», и другие. Для обучения детей средствам речевой выразительности использовала артикуляционную гимнастику: «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл» и другие. Произносим с детьми слова с разной интонацией: «Возьми», «Принеси», «Здравствуй», (приветливо, небрежно, тихо, громко, шепотом). Привлекаю внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку». А также использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь когда…», «Я грущу когда…». Для развития дикции использую скороговорки, игры: «Подскажи словечко».

Для того, чтобы поставить сказку мы с детьми ее сначала читаем и отвечаем на вопросы, потом беседуем по содержанию, и выбираем артистов. Затем я начинаю работать с артистами, разбираем с ними характер каждого героя, их движения, мимику, жесты и работаем с каждым индивидуально. И когда все готово обыгрываем сказку в группе, а потом идем с выступлением к малышам.

Театрализованная деятельность актуальна для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает память мышление, воображение, обогащает и активизирует словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Список литературы

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [редкол.: Щипицына Л.М. (отв. Ред.) и др. ] (для детей от 3 до 6 лет). -Детство-пресс, 2010, -384с.
  2. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2004.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи/Логопед. — 2008. -№4. -С. 102-115
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год