Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Театральные занятия
Автор: Черевко Л.В., Беляй И.Е.   
28.12.2020 09:16

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

  • Черевко Л.В., учитель – логопед;
  • Беляй И.Е., учитель – логопед;

г. МОСКВА

Ребенок, являясь частицей окружающего мира, непрерывно познаёт его. Природа не наделила человека пространственным анализатором. Представления о пространстве формируются постепенно, благодаря слаженному механизму взаимодействия всех анализаторов. Сначала ребёнок видит окружающие его предметы, затем осязает их, а позже самостоятельно передвигается в пространстве и по-своему преобразовывает его.

 

Опираясь на свой чувственный опыт, ребёнок учится словесно обозначать пространственные отношения. У детей с ограниченными возможностями здоровья данная проблема приобретает наиболее острое звучание в условиях сенсорных, двигательных, а также интеллектуальных расстройств, когда страдает системный механизм восприятия пространства, и отражение ребенком действительности, как на чувственном, так и на вербальном уровнях оказывается искаженным.

Существует ряд методик, направленных на формирование пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями:

  • чтение художественной литературы
  • игровая деятельность
  • занятия продуктивными видами творчества
  • экскурсии и походы.

Эффективным методом развития умений ориентироваться в пространстве и отражать свои представления в речи, является театрализованная деятельность.

Предлагаем конспект интегрированного занятия с использованием элементов театрализованной деятельности для детей с ОНР (2 уровня речевого развития).

При составлении этого конспекта использовались творческие материалы Савицкой Н.М. и Чуриловой Э.Г. Большая часть стихов написана педагогами: Черевко Л.В., Беляй И.Е., Милинькой Н.Г.

Тема занятия: Закрепление правильного употребления предлогов по лексической теме «В гости к Зимушке – Зиме».

Цель занятия:

Усвоение предлогов «НА», «ПОД», «ПО», «ЗА», «ВОКРУГ» в процессе активной деятельности.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  • закрепить правильное употребление предлогов «В», «НА», «НАД», «ПОД», «ПО», «ЗА», «ВОКРУГ» в устной речи;
  • закрепить умение употреблять существительные в дательном и винительном падежах;
  • закрепить умение передавать ритмический рисунок слова;
  • закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
  • активизировать диалогическую речь ребёнка.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  • активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
  • развивать слуховое внимание, память, творческое воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  3. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент

Музыкальный работник в костюме Волшебницы. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Проходите, садитесь.

2. Основная часть занятия

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, но сначала вы пройдете испытания, а я проверю кто самый внимательный и находчивый.

Я буду петь слова и показывать движения, а вы внимательно слушайте и затем повторяйте как эхо то, что я вам спела, и обязательно выполняйте движения.

  1. Над головою мы построим дом, (Дети повторяют, показывая руками домик.)
  2. В домике этом немножко поживем. (Руки в замок под подбородком ладошками вниз, голова вправо, влево.)
  3. Над, над, над, над нами облака, (Руки и голова вверх ладошками к небу.)
  4. Под, под, под, под ножками земля, (Руки вниз.)
  5. За, за, за, за кустиком лиса, (Спрятаться за своими ладошками и выглядывать вправо-влево.)
  6. На, на, на, на дереве сова. (Дети машут руками как крыльями.)
  7. Перед домиком забор высок, (Руки поднять высоко вверх.)
  8. На, на, на, на нем наш петушок. (Одна рука стоит локтем на тыльной стороне ладони другой руки, пальцы собраны в щепотку, как будто петушок клюет.)
  9. Ку-ка-ре-ку – звонкий петушок (Дети машут руками как петушок.)
  10. Нам предлоги выучить помог. (Дети хлопают в ладоши.)

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

А теперь отгадайте загадку:

Если снег вокруг искрится,

Лёд на речке серебрится,

В белом инее дома,

Значит — к нам пришла… (зима)!

Правильно, зимушка – Зима!

А вместе с ней – морозы трескучие. А от мороза мёрзнут и ребята, и зверушки, и птички. Ничего, я всех отогрею, ведь я – добрая Волшебница.

Станьте все в круг и покажем нашим гостям как нужно зимой греться.

Музыкальные игры на развитие подражательной активности

( «Зимняя пляска»)

Ребята, кто знает, где живёт Зима? (Ответы детей.)

Живёт Зимушка — зима в далёком сказочном лесу. Она приглашает вас к себе в гости. А кто ещё в лесу живёт? (Ответы детей.)

Сейчас я буду колдовать, вас в лесных жителей превращать:

Кручу, верчу,

Сашу (Машу) в белку превратить хочу и т.д.

В кого ты превратился, Ваня? (Дети смотрят в «волшебное зеркало» и отвечают.)

Все зверушки готовы отправиться в гости к Зимушке-Зиме? Тогда садитесь в волшебные сани, отправляемся в путь!

Сани – снегокаты,

Везите нас в лес дремучий,

Где искрится снег колючий,

Где полянка лесная,

Где избушка резная.

Логопед в костюме Зимы. Здравствуйте, ребята! Спасибо, добрая Волшебница, что привезла ко мне гостей!

Все приехали? Никого не потеряли? Сейчас проверим. (Дети встают в круг.)

Я иду, иду, иду,

Погремушку я несу,

Погремушечку возьми,

Своё имя назови.

Я – Зи-ма ( «Отстукивает» слоги). А ты? (Дети называют – «отстукивают» свои имена: За-яц и т.д.)

Теперь можно и оглядеться вокруг…

Эх, не порядок. Все спят: и тётушка Метель, и Мороз, и Ветер. И ни одной снежинки. Наколдуем снег — разбудим Метель.

Речь с движением

Падай, падай снежок

На зелёный лужок,

На деревья, на кусты,

На причёски, на носы,

На пальто, на рукавицы,

И ребятам на ресницы!

(Дети выполняют соответствующие движения.)

Ребята, как воет метель? Сначала тихо, а затем погромче: У.. у.. у.. у.. у.

Теперь разбудим Ветер, споём его песенку: с-с-с-с-с… (Разводят руки в стороны.)

Развитие речевого выдоха

Ветер дует, задувает, снежинки белые сдувает... Полюбуемся, как красиво летят снежинки. (Дети дуют на бумажные снежинки.)

Развитие мелкой моторики

Сколько снега! Давайте лепить снежки. А складывать их будем в кадушку, маленькую бочечку. В такой бочке люди солят овощи, а я, Зима, — снежки. (Дети лепят из бумажных салфеток снежки.)

Покажем, как скрипит снежок от мороза. (Дети трут ладошку об ладошку.)

Теперь я вижу: все мои помощники вернулись – и метель, и мороз, и ветер. Значит, наступила настоящая зима!

Ребята, чтобы пройти к моей избушке, нужно прочистить дорожку от снега.

Развитие артикуляционной моторики

Скажите, чем зимой чистят снег? (Ответы детей.)

Возьмите зеркала-льдинки и покажите лопатку. (Упражнение «Лопатка».)

Покажите, как лопатка копает. (Упражнение «Лопатка копает».)

Теперь смело можно идти дальше:

По тропинке мы пойдём – топ, топ, топ…

Мы прошли...? (Показывает жестом на тропинку.)

По тропинке!

Вокруг ёлки обойдём – топ, топ, топ…

Мы обошли…? (Указывает на ёлку.)

Вокруг ёлки!

И к избушке подойдём – топ, топ, топ.

Мы подошли…? (Показывает на избушку.)

К избушке!

Постучим в дверь: Тук-тук (каждому свой ритм).

(Открывается окошко, в домике мышки – игрушки.)

Тише, тише, тише, тише,

Поселились в доме мыши,

Слышен шорох по углам

Тут и там, тут и там!

Расшалились мыши, в прятки играют и вас приглашают! (Мыши – водят, а Зима подсказывает, где кому спрятаться)

Зайцы – за кустик,

Белки – под ёлку,

Лисички – за сугроб,

Волки — под дубок.

А чтобы вас было не так просто отыскать, я ещё снежком припорошу. (Накрывает платочками).

Мышки, мышки, не пищите,

Вы зверей скорей ищите!

(Мышки рассказывают, где кто из зверей спрятался: «Зайцы – за кустом…» и т.д.)

Какие вы молодцы!

Как весело поиграли!

Ах, устала я играть, пойду отдыхать. Моя помощница, Метель, приготовила для вас новые зимние забавы.

Психолог в костюме Метели. Здравствуйте, жители лесные! Где вы бывали, во что вы играли? (Лепили снежки, играли в прятки…) Я тоже очень люблю играть в прятки!

Где же вы, зверушки, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте:

Заяц прятался на дереве.

Волк залез в дупло.

Белка забралась в сугроб.

Лиса пряталась за кустом.

Скажите, вы лепили снежки с Зимушкой – зимой или это мне приснилось? А где они? Под кадушкой? За кадушкой? В кадушке! (Дети помогают метели найти снежки.)

Как на ёлке снег, снег,

И под ёлкой снег, снег,

А под снегом спит медведь –

Тише, тише, не шуметь!

(Дети раскладывают снежки на ёлку, под ёлку.)

Зверушки, а что вы любите лепить из снега?

Смотрите, какой хорошенький снеговичок пришёл к нам в гости.

Сядем рассмотрим его внимательно.

(Примерные вопросы педагога: Из скольких шаров состоит снеговичок? А эти шары одинаковые или разные? Какой внизу? А на самом большом? А на среднем?)

Молодцы! Всё правильно. А теперь каждый из вас соберёт своего снеговика.

Какой шар нужно взять сначала? А затем?

Какие красивые снеговички у нас получились! Поставим их под ёлочку. Молодцы!

А сейчас отправимся в терем расписной к помощнику мороза – Снеговику.

Снеговик, снеговик!

Он лениться не привык,

Он морозу лучший друг.

Разукрасит всё вокруг.

Выходит педагог по изобразительной деятельности в костюме Снеговика. Здравствуйте, здравствуйте! Рад встрече с вами!

Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет.

Мы тоже будем рисовать зимний лес.

Зима пришла и в лес, рассыпала снег на тропинки, он красиво блестит на солнце. Деревья стоят в снегу. (Педагог демонстрирует картину зимнего леса.)

Как вы думаете, какого цвета краску нужно взять, чтобы нарисовать снежный, зимний лес? (Ответы детей.)

Возьмите в руки трафареты, наложите их на лист бумаги. Наберите кистью краску и нанесите её на трафарет. Кисточка танцует вверх — вниз, вверх — вниз. Отложите кисти на подставку, поднимите трафарет. Посмотрите, какое изображение получилось под трафаретом? (Ответы детей.) Возьмите, другой трафарет и нарисуйте ещё деревья. Возьмите, широкие кисточки и нарисуйте мягкие, пушистые сугробы.

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

Расскажите мне, а кого можно встретить в зимнем лесу? (Ответы детей.)

Сейчас мы посадим зверей под деревья, а птиц на деревья. Посмотрите, кто у меня остался. (Дети находят картинку медведя.) Что же мишка делает зимой? (Ответы детей.) Медведя мы расположим в берлоге.

Молодцы!

Получился зимний лес, полон сказок и чудес. Вы все вместе постарались и появилась настоящая зимняя сказка.

3. Итог занятия.

Выходит Зима. Какая красота! Молодцы! Как жаль, что уже нужно прощаться… Пора возвращаться в наш детский Центр.

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко:

Вы теперь — не белочки,

И уже – не зайчики,

Все вы снова – (девочки)

И, конечно, — (мальчики).

(Логопед подводит итог занятия. Примерные вопросы: Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Во что вы играли с Зимушкой — зимой? А кого собирали с т. Метелью? А чем занимались в тереме Снеговика?)

Очень хорошо! Молодцы!

Вы играли, веселились,

И отлично потрудились!

И за это вы, ребята,

Получаете награду!

Вам подарки, детвора,

Приготовила Зима.

Садитесь в волшебные санки:

Санки – снегокаты!

Везите нас с полянки лесной

Прямо в класс, домой!

Интегрированные занятия обеспечивают комплексный подход к обучению и развитию детей. Они способствуют эффективному формированию знаний и умений, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, стимулируют развитие познавательных интересов дошкольников.

Список литературы

  1. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей». Санкт-Петербург: КАРО, 2009, 128 с.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Москва: АЙРИС-пресс, 2007, 314 с.
  3. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Москва: ВЛАДОС, 2004, 160 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год