Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности |
Театральные занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Габайдуллина Алена Владимировна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.05.2013 12:00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Габайдуллина Алена Владимировна воспитателем второй категории «Сказка» г.Покровск Хангаласский улус РС(Я)
Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний. Но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность. Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Являясь одной из самых актуальных, проблем развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности. Анализ психолого-педагогической литературы, доказывает, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Игра-драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей, умений, навыков. Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи. Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности мы определили следующие задачи:
Всего было проведено 15 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю, во вторую половину дня и включали в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Наши занятия формируют опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря театрализации дети познают мир умом и сердцем. И не только познают, но и выражают свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения мы использовали разнообразные приемы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на главные роли наиболее застенчивых детей; - распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа); - проигрывание ролей в парах. Репетиции требуют от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. При этом всегда возникает вопрос, что делать, если ролей не хватает на всех детей, кто будет играть отрицательных героев? Первую из них решает подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10-12 человек в подгруппе). Кроме этого, чтобы охватить всех детей воспитатель может придумать новые роли. Вторая проблема – отрицательные герои. Дети их зачастую не хотят играть. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все взрослые и дети – артисты и сыграть отрицательного героя всегда сложнее. Поэтому каждый ребенок должен исполнять, как положительные, так и отрицательные роли, чтобы в жизни образ отрицательного героя не «прилип» к ребенку. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка на играх- занятиях. Игры – занятия включали в себя все виды театра. Их цель – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: 1.Интонацией – предлагали детям произносить отдельные слова, предложения с различной интонацией самостоятельно без подсказки взрослого. Добивались выразительности и естественности речи. 2.Позами – сначала предлагали детям поиграть в игры типа «Море волнуется раз»; затем предлагали позой изобразить кого-нибудь. Далее просили объяснить, почему они выбрали именно эту позу. 3.Жестами - жестами показывали состояние человека (очень горячо, мою посуду, я замерз, рисую красками, пришиваю пуговицу) 4.Мимикой – учили детей по настроению лица определять настроение человека, выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемые события. 5.Пантомимикой – в ней сочетаются пластические позы, жесты и мимика. С помощью игр-драматизаций дети лучшие усваивают единое содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Для развертывания игр-драматизаций необходимо: возбуждение и развитие интереса к ним интереса детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Также постоянно работали над эмоциями детей при помощи игр. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, мы использовали рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, некоторые характерные черты персонажей выясняет отношение детей к игре. В конце занятия – подвижные игры и завершаем все «минуткой тишины» (это обязательное условие) Конечным результатом всех заданий и упражнений являются: драматизации сказок, инсценирование стихов, сценок, импровизированные сказки, истории с кукольными персонажами, плоскостными фигурками. Основной принцип - создание эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе и социальных навыков поведения. Это та самая организация театрализованной деятельности детей, где каждый ребенок имеет возможность проявить себя в желаемой роли. Ребенка нужно увлечь сюжетом. Сюжет должен быть не сложным, минимум слов, побольше действия, событий. Совместно с детьми мы разработали правила поведения на занятиях: • говорить негромко; • ходить спокойно; • помнить, для чего мы находимся в зале; • смело показывать свои способности; • заботиться друг о друге; • помогать друг другу; • внимательно слушать друг друга (дать возможность высказаться каждому). Занимаемся театрально-игровой деятельностью в контакте с музыкальным руководителем, потому что без этого контакта не сможем добиться хорошего результата. Очень важным в своей работе считаем развитие речевого дыхания. В ходе постановки спектаклей мы старались соблюдать правила:
Работа по театрально-игровой деятельности велась в тесном контакте с педагогическим коллективом: воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, хореографом и музыкальным руководителем. Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей
Рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:
1. Педагогам рекомендуется применять разработанную нами систему занятий и игр в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как она способствует формированию всестороннему развитию личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм. 2. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. 3. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира. 4. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива. 5. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты. 6. А так же рекомендуем проводить систематическую работу с родителями по педагогическому просвещению в виде консультаций, бесед и практических занятий. Обеспечивать связь с семьей и создавать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.
|