Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции |
Театральные занятия | |||
Автор: Воробьева Маргарита Евгеньевна | |||
18.10.2019 11:07 | |||
Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции Воробьева Маргарита Евгеньевна Воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь» В настоящее время, проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальными и значимыми. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать ребёнку коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, расширяет сферу его социального ориентирования, что является решающим условием для развития его личности. Это означает, что от развития речи зависит и развитие личности ребёнка. Напрашивается вопрос: Как театрализованная деятельность может повлиять не только на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности ребёнка? Работая с детьми младшего возраста, мы отметили, что проблема коммуникативного развития актуальна и для нас.
Мы остановились на играх драматизациях. Игра – это средство обучения и основной вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Игры- драматизации, это особые игры в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Ребенок в игре превращаются и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой. Игры- драматизации таят в себе большие возможности для одновременного решения задач социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, что интегрирует знания и умения детей и создаёт условия для их творческого развития и применения. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой в условиях ДОУ представлены в общеобразовательных программах детского сада. Так, народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Это и несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. В них, как известно добро и зло разграничены, даны чёткие оценки поступкам героев. Определены положительные и отрицательные персонажи. Взяв всё это во внимание для развития выразительности детской речи произведения: устного народного творчества (куда входит и региональный компонент, народные игры, игрушки и игры- драматизации), окажут нам неоценимую помощь в развитии коммуникативных способностей детей. Восприятие художественного произведения ребёнком – особая форма осмысленной деятельности. Цели и задачи которые необходимо решать педагогу, руководящему процессом игр-драматизаций: оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта; формирование интереса и любви к книге, умение её слушать и понимать; помощь ребёнку в открытии мира словесного искусства, в передаче выразительности интонаций фольклорных и простых текстов; расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр-драматизаций. Для реализации этих задач необходимы следующие условия: материальная база и развивающая среда; наличие театров: пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и т. д.; ширмы, декорации; аудиозаписи сказок, песенок, потешек; наборы иллюстраций к сказкам; наличие художественной литературы (книги с потешками, сказками, сценариями т. д.); уголок «Ряженья» в группе для самостоятельного воплощения детей в разные роли и идеи; костюмерная. Данный вид деятельности трудоёмкий т. к. требует затрат времени на приготовление костюмов и театра сказок для показа детям, необходимых атрибутов, декораций, оформление места действия. Немало времени уходит на формирование у детей интереса к книге, разучивание отдельных отрывков и диалогов, постепенное пополнение их литературного багажа, потребности рассматривать иллюстративные книги, обогащение литературного опыта и наконец, формирования навыков умения воплощаться в разные роли, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Игра-драматизация — интегрированный вид детских игр, основанный на литературном материале. Выступая одним из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сказке имеет свои особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Процесс усвоения и восприятия включает в себя 3 этапа.
Что же предполагает интеграция в рамках игры- драматизации на занятиях по коммуникации? Театрализованная игра изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, показ движений под музыку, рисование отдельных героев, показ театра, что позволяет решать задачи познавательного, социального, эстетического и речевого характера. После всех пройденных этапов нам остается включить игры-инсценировки в интегрированные занятия. Дети с удовольствием участвуют в таких занятиях Таким образом, кукольный спектакль, игра-беседа, инсценировка с разными видами театра, аудио-сказки, игра-драматизация – всё это помогает детям ярче и правильнее воспринимать содержание сказки. Они становятся как участниками, так и зрителями. Здесь, очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях. Привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов, к участию в утренниках и развлечениях, приглашать на собрания и круглые столы. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают о своих детях, особенностях их характера, темперамента, мечтах и желаниях. Поэтапность работы обеспечила постепенное сближение детей с персонажами произведений. Дети больше стали интересоваться книгами, чаще стали просить прочитать ту или иную сказку, с интересом рассматривать иллюстрации в книгах. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое исполнение, через создание условий окружающей среды и оказании детям помощи в приобретении игровых умений, вот те способы, которые помогли нам получить положительный результат В процессе подготовки к игровой деятельности, и воплощения её замысла мы пришли к следующим выводам: игра-драматизация помогает развитию творчества, личности, активности, эмоциональной отзывчивости, глубокому погружению в содержание и образы главных героев сказок, положительно влияет на результат обогащения детей новыми умениями и навыками, проживание образов героев, умение связно и правильно выражать свои мысли, пользоваться речью, применяя выразительные средства. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий показали действительную силу игры- драматизации в восприятии детьми художественного слова и повышение эффективности работы по коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста и формированию у детей целостной картины мира.
|