Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста |
Театральные занятия | |||
Автор: Безызвестных Наталья Владимировна | |||
22.03.2019 07:42 | |||
Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста Безызвестных Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «ДС «Ромашка» Республика Хакасия, рп. Усть-Абакан В практике дошкольных образовательных организаций прочно утвердились такие виды театра, как театр на коврографе, настольный, кукольный, плоскостной, пальчиковый театр. Именно театр помогает наиболее активно развивать творческие способности детей, эмоционально их раскрепостить. Театр развивает эмоциональную культуру и культуру общения, помогает развивать и активизировать речь детей. Поэтому необходимо последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра и делать это поэтапно, от простого к сложному. Для этого необходимо создать условия, хорошо организовать театрально игровую деятельность. Прежде всего, нужны куклы различных систем, яркие, лёгкие, удобные в управлении, атрибуты и декорации для игр-драматизаций. Большое значение имеет хороший подбор произведений для инсценирования. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей. Сюжет произведения должен быть насыщен действиями, богат диалогами, включены игры и упражнения на развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребёнок учится правильно произносить звуки родного языка, чётко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребёнка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (речевые и неречевые). Работа по формированию слухового внимания, фонематического восприятия ведётся через игры и упражнения. Богатые возможности для инсценирования представляют русские народные сказки. Именно с них лучше всего и начинать работу по театрально-игровой деятельности. При чтении или рассказывании сказки, используется театр картинок на коврографе. Картинки должны быть большие и яркие, желательно, чтобы коврограф имел большие размеры, что увеличит его пространственные возможности. Всё это вместе помогает пробудить интерес к театру, к показываемому произведению, развивается умение детей следить за ходом действия, сопереживать. В первой младшей группе дети выступают ещё в роли зрителей. Но для того, чтобы дети приобщались к самому действию, лучше всего использовать разнообразный пальчиковый театр, который позволяет педагогу поиграть вместе с ребёнком. Игры с пальчиковыми куклами помогают ребёнку лучше управлять движениями собственных пальцев, развивают речь и активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры и упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и чётким произношением текста. Так же благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. Во второй младшей группе дети остаются зрителями лишь в начале учебного года, но затем постепенно осваивают простейшие приёмы кукловождения. Куклы для настольного театра должны быть небольшого размера, они могут быть разные пластмассовые, резиновые, мягкие, сделанные из поролона, меха, ткани и другого материала. Понятен и интересен детям настольный плоскостной театр, как деревянный, так и бумажный. Кроме русских народных сказок разыгрываются потешки, небольшие стихотворения. Постепенно можно обучать детей играм-драматизациям. Перед началом занятия выполняется артикуляционная гимнастика, где все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, что позволяет развивать силу голоса, интонацию, подражательные движения, мимику, диалогическую речь. Дети с трудом осваивают умение сопровождать свою речь с действиями. В средней группе дети не только зрители, но и участники разыгрываемых действий. В этой группе наряду с ранее используемыми видами театра, можно знакомить детей с театральной ширмой и верховыми куклами. Это совершенно новый этап в ознакомлении детей с театром, в обучении их кукловождению. Ширма скрывает ребёнка и главным действующим лицом становится кукла. Ребёнок может реализовать себя лишь посредством голоса. Здесь свои сложности и в кукловождении, отличные от настольного театра. Ребёнку гораздо сложнее держать куклу за ширмой без опоры, нужно научиться плавно ввести куклу и также её вывести, поднимать и опускать руки, открывать рот у куклы. Всё это очень кропотливая и последовательная работа. Обучение детей основам актёрского мастерства – длительный и бесконечный процесс, требующий развития памяти, внимания, речи, воображения, умения общаться с партнёром. Этюды помогают детям научиться имитировать движения, соотносить слова с действиями. Параллельно с основами кукловождения необходимо обучать детей правильно говорить, работать над выразительностью речи, над силой голоса и интонацией. Благодаря специальным упражнениям и играм на звукоподражание дети учатся не только громко, тихо и шёпотом произносить слова, но и менять интонацию, подражать голосам животных. Готовых образцов для подражания лучше не давать, а разбудить фантазию ребёнка. Необходимо, чтобы все дети пробовали себя во всех ролях. Лучше всего, одну и ту же сказку попробовать обыграть во все виды театра, начиная с настольного и заканчивая игрой – драматизацией. Для детей участие в спектаклях всегда праздник, они всегда ждут и с удовольствием играют пусть даже самую маленькую роль. В старших группах дети уже настоящие актёры. Некоторые из них волнуются, но чаще всего игра доставляет детям удовольствие. Постановка спектакля – это результат большой работы взрослого и детей. Театрально-игровая деятельность развивает и активизирует речь детей, их творческие способности и таланты. Дети, увлечённые театром, более уверены в себе, самостоятельны и активны. Театральная кукла может всё: разговорить застенчивого ребёнка, успокоить расплакавшегося, развеселить грустного, занять разбегавшегося. Дети способны слушать, понимать друг друга, быть внимательными, соотносить слова с действиями. Элементы театрализованной деятельности могут быть использованы на занятиях и как сюрпризный момент в развлечениях и беседах. Можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность способствует в самостоятельной игровой деятельности, даже играя с обычными игрушками, сочинять сказки, песенки, рассказы.
|