Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста |
Театральные занятия | |||
Автор: Дергунова Виктория Александровна | |||
21.10.2018 11:11 | |||
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В.А. Дергунова Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Театр один из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие для них персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно.
Театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что позволяет пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих способностей дошкольников. Современному педагогу следует знать и помнить, что образование XXI века – это образование через ощущения, и игра – это метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, исчезнет, испариться. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное. Для развития творческих способностей детей старшей группы была разработана программа «Театральные ступеньки». Цель: развивать творческие способности детей в театрализованной деятельности. Среди задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности основными выступили:
При организации театрализованной деятельности с детьми мы опирались на следующие принципы:
Для развития эмоций, чувств, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков мы использовали театрализованные игры, которые сделали жизнь детей интереснее и содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и общения. Возникла необходимость расширить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду (театрализованный уголок под названием «Сказкин дом»). Совместно с детьми и родителями изготовили разные виды театров: театр ростовых кукол, театр на гапитах, на спажках, конусный, пальчиковый, на ложках, магнитный, плоскостной, театр перчаток, бибабо, теневой, театр резиновой игрушки, природный театр и декорации и атрибуты для постановки спектаклей. Сделали гримерную, костюмерную и ширму. Материалы уголка мы постоянно меняли и обновляли. Все материалы театрализованного уголка помогали нам на занятиях по художественной литературе при знакомстве детей с произведениями, со средствами художественной выразительности. Для развития творческих способностей в образовательной и совместной деятельности мы использовали с детьми такие приемы: придумывание новых концовок известных сказок, простейших рифм, составление моделей сказок, особое внимание уделяли речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развивали речевое дыхание, свободу речевого аппарата, учили владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией и разнообразной интонацией. Для развития актерского мастерства использовали дидактические игры, знания об основных эмоция (веселье, грусть, страх, гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение); учим различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. В процессе изобразительной деятельности рассматривали иллюстрации к сказкам, рисовали сюжеты, иногда полностью меняя творческий замысел художника, дополняли рисунки новыми персонажами. Использовали специальные игры-этюды – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста или прозы для подготовки к постановке спектаклей и выступлению на сцене. Вначале определяли характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и формулировали его речевую характеристику. Каждый персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными. Для расширения и уточнения знаний побывали на экскурсии в театре и узнали о театральных профессиях (актер, гример, режиссер, светооператор, сценарист, декоратор, билетер, капельдинер – работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале). Полученные знания закрепили, просмотрев в детском саду презентацию «Жизнь в театре». Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Мы старались своей актерской активностью не подавлять робкого ребенка, не превращать его только в зрителя. Старались не допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Не делили детей на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Такие формы работы по театрализованной деятельности помогали формированию следующих умений и навыков детей:
Помимо театрализованных занятий, большое внимание уделяли тому, чтобы театрализованная деятельность организационно пронизывала все режимные моменты: могла включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, могла осуществляться в самостоятельной деятельности детей, органично включалась в работу различных кружков. В вечернее время проводились диалогово-игровые ситуации с целью творческого развития ребёнка средствами театрализованной деятельности: 1) имитационная игра: «Картина зазвучала», «Картина ожила», где детям предлагалось распределить роли, взять на себя роль (река, дерево). 2) диалоги – беседы, позволяющие понять эмоциональное состояние ребёнка во время проигрывания представления; 3) манипулятивные игры: «Изменчивые лица слов», читаем художественное произведение и предлагаем найти слова с другими назначением, подобрать схему мимики лица, изобразить состояние на своём лице; 4) методы художественного развития: «Вхождение в ситуацию», дети описывают своё состояние от увиденного. Театрализованная деятельность детей более успешна при вовлечении в нее родителей. Поэтому большое внимание мы уделяли информированию взрослых о важности театрализованной деятельности для развития дошкольников. В групповом родительском уголке имеются материалы соответствующего содержания: папки-передвижки «Театр в жизни ребенка», «Театр в ДОУ», «Тук-тук, кто там? Заходите в гости к нам», фотовыставка «Мы – артисты». Еще более значимым являлось привлечение родителей к участию в творческих вечерах и праздниках в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду предоставляет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самовыражения, создает условия для воспитания творческой направленности личности.
|