Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста |
Театральные занятия | |||
Автор: Ситнова Ольга Евгеньевна | |||
18.09.2018 19:32 | |||
Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Выполнила: воспитатель Ситнова Ольга Евгеньевна. МБДОУ детский сад №5 «Улыбка» Г.О. Семеновский, Нижегородской области Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Целью нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Также они дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Для театрализованной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. Для этого у нас в группе создан центр театрализованной деятельности. Расположен он на полках, в старшей группе у нас в закрытых коробках находятся разные виды театров, подобранные в соответствии с возрастом. Настольный театр по сказкам «Муха- Цокотуха»; «Кот в сапогах»; «Гуси-лебеди»; пальчиковый театр по сказкам; театр на ложках. Формирует интерес к театральным играм и наличие костюмов, атрибутов, масок, шапочек, которые имеются у нас в достаточном количестве. В центре имеется также стационарная ширма и 2 переносные. Свою работу по ознакомлению детей с театром я начала с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм. Предлагала детям просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Также организовывала просмотр детьми театральных постановок выездных театров. Костюмы, декорации, волшебный мир театра завораживал детей. Большая роль в развитии речи дошкольника имеет пальчиковый театр. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Далее с детьми мы осваивали разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало — стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, стала включать детей в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик — дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".). Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Затем перешли к играм- драматизациям хорошо знакомых сказок «Теремок»; «Колобок». Драматизация этих сказок с большим количеством персонажей способствует развитию диалогической речи. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Для развития диалогической речи в старшей группе предлагала детям чтение художественной литературы. Например: рассказ К.Д. Ушинского "Лиса Патрикеевна", сказку "Лиса и козел" и стихотворение С. Маршака "Еж и лиса". Все произведения отбирались с точки зрения образной характеристики персонажей и возможности дальнейшей драматизации по сюжету. После чтения произведений детям задавала вопросы: Как описывается лиса в рассказе? Какая она в сказке (стихотворении)? Можешь ли ты повторить разговор лисы и козла? Если бы мы попросили тебя разыграть по ролям эту сказку, кого бы ты показал? В дальнейшем проводим инсценировку сказки по ролям. С целью развития монологической речи в совместной деятельности с дошкольниками провожу игровые ситуации, в которые вводится персонаж, не знающий, как появляются или получаются сказки. Задача детей рассказать, как сказка может начинаться и заканчиваться. В ходе беседы обращается внимание на то, что в сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний используются готовые ситуации: я буду рассказывать свою сказку, а ты показывай ее. Ребенок внимательно слушает и расставляет фигурки героев на фланелеграфе или столе. На втором этапе рассказывания этой сказки, ребенок участвует в рассказывании, дополняя «забытые или пропущенные» слова и фразы воспитателя. На третьем этапе можно обыграть какую либо ситуацию, предварительно обсудив ее. В качестве усложнения каждому ребенку предлагается набор игрушек или фигурок для фланелеграфа, с помощью которых можно придумать свою сказку. Постепенно дети переносят игровые ситуации из совместной в самостоятельную деятельность, расширяется сюжет, вводятся новые герои. Дети придумывают и обыгрывают ситуации друг перед другом. За счет театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. К постановкам спектаклей, привлекаем и родителей, даём домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям. Для решения поставленных задач привлекаю и родителей воспитанников. Для родителей размещаем консультации, буклеты, рекомендации: «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку». Для обогащения предметно – развивающей среды в группе родители принимали участие в изготовлении кукол и декораций. Участвовали в совместных постановках и инсценировках. В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых стало возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении. Список использованной литературы:
|