Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование театрализованной деятельности в социализации дошкольников
Театральные занятия
Автор: Лапшенкова Лилия Леонидовна   
29.01.2018 01:29

Использование театрализованной деятельности в социализации дошкольниковИспользование театрализованной деятельности в социализации дошкольников

Дети испытывают большие трудности в определении своего отношения к другому человеку. Им сложно понять и познать состояние другого человека, будь то сверстник или взрослый, выбрать адекватные ситуации, способы общения.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

 

Через игру происходят главнейшие изменения в психике ребенка. Развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В качестве оптимизирующего средства социального развития дошкольников театрализованные игры помогают процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Присутствующие в театрализованной игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его личность.

В театрализованных играх дети упражняются в общении, входят в образ персонажа. Для этого они используют мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ, ребёнок чувствует себя раскованно, что развивает у него способность общаться. Театрализованные игры носят и воспитательный характер – дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения, о культуре общения, об отношении друг к другу.

Таким образом, для успешных процессов адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в центре работы по социализации дошкольников была поставлена театрализованная деятельность.

Занятия в себя включали разнообразные театрализованные игры: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театров (настольный, театр игрушки и би-ба-бо, пальчиковый), драматизация и подвижные театрализованные игры.

Работа в эксперименте была направлена на решение текущих задач:

  1. Формирование навыков культуры общения и коммуникативных умений.
  2. Формирование организационных умений детей в совместной деятельности.
  3. Формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Основной формой проведения театрализованной игры стали индивидуальные (взаимодействие: взрослый – ребёнок), подгрупповые (взаимодействие: ребёнок – взрослый – ребёнок) и фронтальные (взаимодействие: ребёнок – ребёнок) игры-занятия.

В ходе работы были использованы театрализованные игры, которые по своему содержанию сочетались с определённой формой организации занятия. Развивающим материалом индивидуальных игр – занятий стали стихи, песенки, потешки.

Сценарий индивидуальных занятий был выстроен так, чтобы выполнялись поставленные задачи:

  • формировать произвольное внимание, мышление, наблюдательность;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и умение ориентироваться в пространстве;
  • воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться.

Индивидуальная работа с детьми дала, прежде всего, возможность помочь в приобретении ими навыков культуры общения. Занятия помогли понять детям, как идти на контакт с взрослыми, с детьми. Ребята также обучались вербальным и невербальным видам общения.

Индивидуальные упражнения помогали детям раскрепоститься, придавали уверенность в правильном выполнении действий, способствовали раскрытию их творческого потенциала. Что в свою очередь благотворно влияло на формирование эстетического вкуса и нравственных качеств ребят.

На подгрупповых занятиях происходило взаимодействие «ребёнок – взрослый – ребёнок». Темы игр – занятий были подобраны для решения следующих задач: формирование навыков культуры общения, организационных умений в совместной деятельности, умений организовывать свою деятельность, навыков взаимодействия в детском коллективе и с взрослыми.

Видом театрализованной деятельности на подгрупповых играх – занятиях стало разыгрывание мини-сценок, мини-сказок. Дети стремились подражать, имитировать персонажам игры, старались выражать свои эмоции. У ребят развивались исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. На этих занятиях у них формировались психические процессы, речь, творческие способности, желание брать на себя роль. Театрализованные игры использовались ещё и вне занятий, на прогулке, в свободной игровой деятельности и других видах деятельности.

На фронтальных занятиях раскрывались возможности адаптировать детей в социальной среде. Решались такие задачи, как:

  • формирование навыков культуры общения;
  • формирование организационных умений детей в совместной деятельности;
  • формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Фронтальные игры – занятия проводились как итоговый показ сказки, как проведение подвижных театрализованных игр. Фронтальные театрализованные игры создавали положительный эмоциональный настрой, снимали напряжённость, решались конфликтные ситуации через игру.

На фронтальных театрализованных играх, с использованием разных видов театров и подвижных игр, дети выполняли свои роли. У одних это получалось, у других – нет. Если у ребят что-то не получалось они слышали слова поддержки: «У тебя получится, мы ещё раз потренируемся». После индивидуальных занятий ребята снова пробовали. Для детей важна поддержка и вселение творческого духа.

Также большое количество театрализованных игр находили своё применение на других занятиях и мероприятиях.

Эксперимент выявил положительную динамику в социальном развитии дошкольников. На театрализованных играх – занятиях дети упражнялись в общении, старались входить в образ персонажа. Для этого они использовали мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ сказки, учились свободному общению. Театрализованные игры научили дошкольников решать спорные вопросы через разыгрывание мини-сценок и мини-сказок. Во время беседы после просмотра сказки дети обращали внимание на поступки героев. Дети задумывались, анализировали, делали выводы. Такие размышления ребёнка несомненно определяли полюса его зарождающейся шкалы ценностей. В том числе, общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнавали о правилах поведения, о культуре общения, об отношениях со сверстниками, о взаимодействии с ними в игре.

В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделировались социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные), отражающие культуру общения со сверстниками и взрослыми, практиковались умения консолидироваться, кооперироваться, объединяться в игру, взаимоотношения в диалоге, игре, на занятиях и др. В результате проведённой работы дети получили представления о социальных отношениях, которые потом закрепились в реальной жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год