КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТР" |
Театральные занятия | |||
Автор: Абрекова Татьяна Николаевна. | |||
11.11.2017 00:34 | |||
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТР" ВОСПИТАТЕЛЬ: Абрекова Т.Н. г.Черкесск 2017г. Цель: Закрепить знания детей о разных видах театра, театральных профессиях, развивать память, воображение, речь, фантазию, коммуникативные качества личности, психофизические способности (мимику), пантомимику, творческие способности, воспитанность, нравственность, привлекать малоактивных детей к участию в театрализованной игре. С помощью родителей изготовить костюмы для спектакля. Словарная работа: Амфитеатр, драматический театр, опера, балет, оперетта, сценарист, костюмер, гример, дирижер, хореограф, режиссер, композитор; чистоговорки: беззаботно, зима не за горами, нужда, вешних дней, беспечный.
Оборудование: Слайдовые иллюстрации, касса, билеты, костюмы, декорации-двух-сторонние костюмы: с одной стороны – зимние, с другой – летние, муравейник, листья, прутики, лопата, тележка, пила, дрова, цветы, музыкальное оформление. ХОД ЗАНЯТИЯ. Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет не на одной карте мира. Эта страна называется театр. - Скажите, вы знаете, что такое театр? Дети: Театр – это большое красивое здание, где показывают представление. Воспитатель: Театральное искусство зародилось очень давно, еще в Древней Греции. Именно грекам первым пришла мысль представлять своих богов и различных героев на сцене. Актеры выходили из постройки, которая называлась «скена». От «скены» произошло современное слово «сцена». Вы были в цирке? Дети: Да. Воспитатель: Где располагается сцена в цирке? Дети: Внизу. Воспитатель: Какой она формы? Дети: Круглой. Воспитатель: Где сидят зрители? Дети: Вокруг сцены и смотрят спектакль сверху вниз. Воспитатель: Такое построение театра называется как? Дети: Амфитеатром. Воспитатель: Скажите, а какие бывают театры? Дети: Кукольный, драматический, театр оперы и балета. На экране появляется фрагмент кукольного театра. Дети: Это кукольный театр. В нем актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами. На экране фрагмент театра оперы и балета. Дети: В театре балета танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть языком танца. В опере актеры не разговаривают на сцене, а обо всем танцуют. Воспитатель: Опера бывает веселая, т. е. комедийная и серьезная. Комедийную оперу называют оперетта, потому что она меньше чем опера по содержанию и здесь поют, играют и танцуют. Оперетта – это тоже один из видов театра, и носит веселый жизнерадостный характер. Игра «Угадайка» (люди каких профессий работают в театре?) Воспитатель показывает слайдовые иллюстрации – дети называют профессии и объясняют, какую работу они выполняют в театре. (сценарист — пишет сценарии, художник – рисует декорации, костюмер – подбирает актерам костюмы, гример – накладывает на лицо актерам грим, актер играет роли, дирижер – учит музыкантов играть музыку, осветитель – оформляет сцену светом, хореограф – готовит танцы с актерами, режиссер — репетирует с актерами, указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику – какие должны быть декорации, кассир – продает билеты, гардеробщик – мы сдаем вещи, которые нам не понадобятся, одежду, контролер – проверяет билеты. Воспитатель: А какая же профессия главная в театре? Послушайте загадку. По сцене ходит, скачет, То веселится он, то плачет! Хоть кого изобразит… Мастерством всех поразит. И сложился с давних пор Вид профессии…… (актер) Актерам приходится играть разные роли людей, животных и даже неодушевленные предметы. А вы хотели бы изобразить кого – то или что – то? (у воспитателя в руках неваляшка) Скажите, что это за игрушка, и как она называется? (неваляшка) А почему ее так назвали? Дети: Потому что она валяется из стороны в сторону и не может упасть. Воспитатель: Попробуйте ее изобразить (дети изображают). А теперь попробуйте расслабиться и изобразить летящего лебедя – у лебедя движения плавные (дети изображают). Ответьте мне, с помощью чего вы смогли изобразить неваляшку и лебедя? Дети: С помощью своего тела, его мышц. Воспитатель: А голос актеру нужен? Дети: Да, голос для актера очень важен, он должен быть сильным и с хорошей дикцией. Актеру нужно тренировать гибкость своего тела, отрабатывать силу голоса, правильность произношения, выразительность. Воспитатель: Говорим все вместе: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб всем было понятно. А сейчас мы сделаем упражнения на дыхании Носиком дышу свободно 1.Вдохнули носом и выдыхаем через рот. Тише, громче, как угодно. Без дыханья жизни нет 2.Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с Без дыханья меркнет свет. (так свистит ветер) Дышат птицы и цветы 3.Вдохнули- выдыхаем со звуком ш-ш-ш Дышим он и я, и ты. (так шумят деревья) Второе упражнение чистоговорки, а для чего они нужны? Дети: Что бы актеры умели правильно произносить звуки, Ко – ко- ко кошка любит молоко, Ха- ха – ха не поймать нам петуха, Ой –ой – ой зайке холодно зимой. Воспитатель: Следующее упражнение необходимо актерам для того, чтобы уметь говорить не только четко, но и быстро, они учат скороговорки. Дети: Мы тоже знаем скороговорки: Стоит воз овса, возле воза овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Посреди двора дрова. Шесть мышат в камышах шуршат. Воспитатель: Для того, чтобы передать характер персонажа актер должен уметь передавать движение и эмоции. А какие эмоции вы знаете? Дети: Страх, радость, удивление, злость, грусть, спокойствие. Воспитатель: Давайте с вами поиграем и в игре попробуем передать движение и эмоции, как это делают актеры. Только в лес мы вошли, появились комары. Вдруг мы видим, у куста птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем. На полянку мы заходим, много ягод мы находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться. Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим. На болоте две подружки, две зеленые лягушки, Утром рано умывались, полотенцем вытирались, Лапками шлепали, лапками хлопали. Воспитатель: А теперь пора пришла Общаться жестами да – да! Я вам слово говорю, В ответ от вас, я жестов жду. «Иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «Тихо», «не балуй», «отстань», «думаю», «понял», «Нет», «да». Воспитатель: Молодцы! Подошла к концу разминка… Постарались вы сейчас. А теперь сюрприз, ребята! В сказку приглашаю вас. Театр открывается, к началу все готово. Билеты предлагаются за вежливое слово. А что такое билеты? Дети: Билеты – это приглашение в театр и разрешение посмотреть спектакль. На билетах указанно место и ряд для каждого зрителя. Воспитатель: А как нужно проходить в зал? Дети: В зал нужно проходить тихо и спокойно, не расталкивая окружающих. Внимательно посмотреть на билет, найти ряд и место, указанное на билете. Воспитатель: А как нужно вести себя в зале? Дети: Не шуметь, спокойно сидеть, не жевать жвачку, не топать ногами, не шелестеть фантиками. Воспитатель: А что такое антракт? Дети: Это перерыв во время которого зрители могут отдохнуть. Воспитатель: А как зрители благодарят артистов? Дети: Аплодисментами. Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас пройдите к кассе, приобретите билеты и рассаживайтесь на места. (Дети приобретают билеты с цифрами и рассаживаются в соответствии с указанным местом.) Попрыгунья Стрекоза. (по мотивам басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».) На авансцену парами выбегают сказочные герои – Жуки и Божьи коровки, исполняют танцевальную увертюру: взмахи двумя руками вправо – влево с легким приседанием и одиночное кружение, приставной шаг навстречу друг другу и назад с последующей сменой мест, кружение парами, затем все встают в полукруг. Букашки: (по очереди) Дорогие друзья! Сказочное времечко – времечко желанное! Вот и начинается сказка долгожданная! Про плясунью Стрекозу, лето все пропевшую, А запасы на зиму сделать не успевшую. И про то, как Муравей средь зарослей лесных Старается, работает без всяких выходных. В сказке может все случиться. – Что же ждет нас впереди? Вот она уже стучится! Кузнечик 3 раза ударяет в треугольник. Скажем сказке: Приходи! Букашки убегают. Из муравейника с полотенцем на шее выходит Муравей, выполняет несколько гимнастических упражнений, растирается полотенцем. Муравей: Домик мой стоит под елкой – В нем живет моя семья, Приношу туда иголки, Прутики и листья я, Я в работе поминутно, От зари и до зари, А найти меня не трудно – Лишь под ноги посмотри. Звучит музыка. Муравей на сцене собирает листья, прутики, уходит в муравейник. Из – за кустов на авансцене, потягиваясь, появляется Стрекоза, хлопает глазами; расправив юбку, садится на бугорок из травы, берет с пенька зеркальце, осматривает свое лицо: повороты головы вправо – влево, вверх – вниз, плеч; «красит губы», «мажет кремом щеки», легко похлопывает по ним; поворачиваясь, оглядывает себя, кладет зеркальце, кружится. Стрекоза: Люблю я тишь лесную, Лечу, закрыв глаза, Танцую беззаботно, Я – Стреко – Стрекоза! Как прекрасно! Лето! Лето! Жарким солнцем все согрето! И под каждым здесь листком Мне готов и стол и дом! Стрекоза танцует в ритме вальса: поочередно выставляет носочки, кружится; выполняет приставкой шаг вправо – влево и кружение. К ней присоединяются Букашки. Исполняется переходная полька. Из муравейника с ведерками выходит Муравей, переодетый в брюки, жилет, рубаху с засученными рукавами, идет к ручью, набирает воды, возвращается в муравейник. После танца Божьи коровки садятся на траву, Жуки их обмахивают листочками. На авансцену выбегают Ежики с корзиной яблок. Ежики: Как хорошо нам летом! Земля теплом согрета! И солнце жарким светом Ей помогает в этом. Свети нам, солнышко, свети, Не уходи за тучки - На ярком солнце у ежей Быстрей растут колючки. Ежики собирают грибы. Стрекоза: Эй, ежики! Да хватит вам трудиться1 Давайте лучше веселиться! Ежики: Как наполним норки на зиму добром, Вот тогда охотно спляшем и споем. Ведь промчится лето, облетят цветы - Помним мы об этом. Не мешай нам ты. Звучит музыка. Ежики убегают. Стрекоза пожимает плечами. Справа с тележкой и пилой проходит Муравей. Букашки играют в игру «Волна», располагаясь боком к зрителям. Звучит фонограмма дождя. Жуки раскрывают зонтики, вместе с Божьими коровками прячутся под них. На авансцену с жужжанием прилетают Пчелки, кружатся над цветами. Дождь перестает идти. Пчелки: Ни бросим работу ни в дождь и ни в зной! Нельзя без запасов остаться зимой! Вылетает Стрекоза. Стрекоза: Вы заняты делами, когда в лесу – краса! Пчелки: Зима не за горами, запомни, Стрекоза! Звучит музыка. Букашки свободно, увлеченно танцуют, самостоятельно подбирая движения под музыку (импровизируя) – обходят друг друга, меняются партнерами. С дровами появляется Муравей. Букашки, танцуя, мешают ему пройти к муравейнику, затем, смеясь, убегают. Стрекоза: О! Муравей! Да брось ты заботы свои Со мною плясать выходи. (Кружиться) Все нынче – тишь, прохлада - Зовут пуститься в пляс. Муравей: А мне готовить надо продукты про запас. Вечер: полусвет. Муравей уходит в муравейник. Стрекоза собирает ягоды, потягиваясь, уходит за куст. Гаснет свет. Зажигаются прожектор и гирлянда, подсвечивающая ручей. Включается вращающийся шар. Звучит музыка. На авансцене – танец Снежинок. Заканчивая танец, они переворачивают куст и муравейник снежной стороной, укрывают своими шарфами (снегом) кусты и траву на авансцене. Зажигается свет, все остальное включается. Зимнее утро. На авансцене, дрожа от холода, обхватив себя руками, появляется Стрекоза, кутается в плащ, сшитый в форме листка с дерева. Стрекоза: Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; И никто уж не поет: Да кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Стрекоза печально бредет к Муравью. Из муравейника одетый в рубаху, зимнюю безрукавку, шарф, шапку с лопатой и рукавицами выходит Муравей. Он надевает рукавицы, похлопывает, согревая руки, берется за лопату, видит Стрекозу. Стрекоза: Доброе утро. Муравей кивает головой в ответ. Муравей: Доброе утро. Стрекоза: Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Покорми и обогрей! Муравей: Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Стрекоза: До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Даже голову вскружило. Муравей: А, как ты… Стрекоза: Я без души Лето целое все пела. Муравей: Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши! Звучит музыка. Муравей протягивает Стрекозе лопату. Она берет, разглядывает, словно видит впервые, недоуменно пожимает плечами. Звучит музыка увертюры, на авансцену выходят все герои, Букашки: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Готовиться надо к морозам! И помнить плясунья должна, Что плохо бывает стрекозам, Беспечным таким, как она! Прощаться нам время приспело И мы говорим от души: Сначала, конечно же, дело! – А после гуляй и пляши! Поклон. По окончании сказки: Воспитатель: Сегодня мы еще раз окунулись в прекрасный мир театра. Оцените себя жестом, мимикой? Театральную клятву произнести готовы Дети: Клянусь отныне и нВ веки театром свято дорожить, Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть!
|