«Реализация принципов дошкольного образования через театрализованную деятельность в работе музыкального руководителя» |
Театральные занятия | |||
Автор: Суржок Марина Эдуардовна | |||
14.05.2017 17:52 | |||
«Реализация принципов дошкольного образования через театрализованную деятельность в работе музыкального руководителя» Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, и с моей точки зрения, беда — они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – сложный феномен человеческой активности. Она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовным ценностям. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Она развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить — это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него — больше процесс, чем результат. С внедрением федеральных государственных стандартов в ДОУ театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, в особенности социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей. Основные принципы дошкольного образования:
Сегодня я хочу остановиться на тех формах работы с детьми, которые помогают реализовать эти принципы. Все принципы перекликаются между собой, все они могут быть реализованы через театрализованную деятельность. В своей работе очень часто обращаюсь к театрализованной деятельности. Стала доброй традицией нашего детского сада, проводить в январе месяце «Неделю сказок». Каждая группа готовит свою сказку, которую показывает для других детей. Дети с удовольствием принимают участие в постановках, распределяют роли, делают костюмы, а также смотрят другие постановки. Есть у нас музыкальные сказки, где дети поют и танцуют, например «Морозко». Здесь участие детей в постановках основывается на индивидуальных особенностях каждого. Некоторые сказки готовят воспитатели с детьми, а меня просят поучаствовать в подборе музыки к сказке. Это в основном музыка для выходов персонажей. Как например сказка «Петушок и бобовое Зёрнышко» Эту работу ведём со средней группы. Дети этого возраста только пробуют себя, поэтому в зрителях у них дети младшего возраста — 1 и 2 младшие группы. Создавая театральные образы, дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы. Вся это работа помогает реализовывать принципы полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащает детское развитие, строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; поддержива6т инициативу детей в различных видах деятельности. Отдельные сценки, инсценировки, использую в различных развлечениях, праздниках. На «Празднике спелых бананов» все дети перевоплотились в дикарей, они танцевали танцы, переправлялись на крокодилах через реку и участвовали в конкурсах, чтобы стать вождём племени. Также в своей работе использую различные музыкально-литературные драматизации. Дети с удовольствием в них участвуют. В развлечении "Приключения в дремучем лесу" дети подготовительной группы показали инсценировку. А затем вместе с ведущей бабой Ягой помогали проводить различные конкурсы. Исполняя ту или иную роль, ребенок переносится в иную плоскость бытия, иное пространство и время, перевоплощая, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает новый опыт. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, сделает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционных подход к режиму жизни в ДОУ, которому присущи зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Очень часто педагоги играют различные роли. На многих утренниках участвуют персонажи, это и бабушка на осеннем празднике, Красная шапочка на 8 марта, Волк на Новогоднем утреннике. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие. Стараемся на различных праздниках задействовать всех детей. На новогоднем празднике было большое количество персонажей, чтобы все дети выступили. Также и в театральной постановке на 8 марта, роли нашлись для всех детей. Таким образом, реализуются принципы: содействие и сотрудничество детей и взрослых, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Хочу более детально остановиться на принципе сотрудничества Организации с семьей. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации театрализованной деятельности. Использую в своей работе музыкальные сказки – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка. На Новогоднем празднике с детьми старшего возраста работала над сценарием «Волшебный телевизор». Все дети были задействованы в различных ролях, потому что на ёлку собрались герои различных сказок, которые попадали на праздник через волшебный телевизор. Родители помогали в заучивании текстов, ролей, изготовлении костюмов для своих детей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Целью, которой является объединить детсад и семью в единый коллектив. Этот вопрос меня интересовал давно, я использовала привлечение родителей на утренниках. Но в основном это были игры, в которых родители участвовали. А также танцы, где дети исполняли несложные движения с мамами и даже папами. В этом году продвинулась дальше. На утреннике для детей младшего возраста, мамы не только играли в игры, танцевали с детьми, но также показали детям небольшую инсценировку. С детьми старшего дошкольного возраста, взяла для показа сказку «Муха-цокотуха». У меня было три группы. В логопедической группе дети сами играли все роли, в старшей группе частично привлекли родителей, это была импровизация в движениях, а слова им дали перед началом утренника. Более основательно готовились с подготовительной группой. Заранее предложили родителям роли, чтобы они выбрали, кто кого будет играть, обговорили костюмы или элементы костюмов. Группу посещает 27 детей, в сказке принимало участие 15 взрослых. Особых репетиций не было. Со всеми персонажами мы виделись по одному разу. Несколько скоморохов подошли ко мне после утренника 23 февраля, я им показала, откуда они выходят, где стоят, куда садятся, и дала прослушать музыку на выход. Мама, играющая моль, очень серьёзно подошла к своей роли. Она взяла слова, сама приготовила костюм. Я пыталась узнать поёт ли она, она наотрез отказалась, прослушала музыку, записала слова и сказала, что в лучшем варианте, сможет только лишь открывать рот под фонограмму. До утренника мы с ней также увиделись один раз. Мама, играющая кошку, попросила дождаться её в вечернее время. Мне очень хотелось, чтобы она спела какую-нибудь песенку, она исполнила небольшую переделанную песенку на знакомую мелодию. Сложнее было с бабочками. Четыре мамы собирались на репетиции несколько раз, в итоге получился очень красивый танец и ещё они провели с детьми игру «Чей кружок быстрее соберётся» Сложнее, оказалось привлечь пап к участию в утреннике. Сначала все отказывались. Уже думали о том, кто из детей будет играть паука, но уж очень хотелось, чтобы эту роль играл взрослый. Воспитатель провела беседу с детьми. Один из мальчишек пришёл домой и сказал, папа ты будешь пауком. Папа очень внимательный, не смог отказать сыну. Мы были рады. В завершении утренника, дети пели заключительную песню, а все участники-родители, играли на колокольчиках. Затем дети пригласили остальных мам на танец. Утренник завершился общим танцем. Изначально родители с осторожностью отнеслись к своему участию в сказке, но потом, были очень довольны, что участвовали вместе с детьми. Даже высказывались предложения, что такие утренники надо было проводить с младшей группы. С какой радостью дети смотрели на родителей, гордились ими. Да и родители, более активно поддерживали аплодисментами юных артистов. Таким образом, театрализованная деятельность помогает реализовывать все принципы дошкольного образования, а также позволяет, решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Хочется закончить следующими словами: Введите в мир театра малыша,
|