Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность». |
Театральные занятия | |||
Автор: Зуева Людмила Анатольевна, Швецова Елена Анатольевна | |||
02.05.2016 13:08 | |||
Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность».
воспитатели МБДОУ № 41 Нижегородская область, г.о. г. Шахунья. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности, а так же наиболее удачный способ приобщения к национальной праздничной культуре. Цель нашей работы: этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Почему же именно через театральную деятельность? Для этого необходимо разобраться, в чем заключается этнокультурное воспитание и театральная деятельность.
Таким образом, театральная деятельность является важным средством, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания дошкольников, что обусловлено, во-первых, игровой и драматической природой этнокультурного воспитания в целом, а во-вторых, тесной взаимосвязью игровой и театральной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития детей. Содержание этнокультурного воспитания в театральной деятельности представлено как система знаний о национально-культурных традициях, о национально-значимых ценностях, о предпочитаемых формах поведения, сведений из истории развития театра как частной формы культурного наследия народа, коммуникативных знаний и умений и навыков, использования сценической деятельности (речь, движение, действие в публичной ситуации), драматизации (воплощение, проживание), Работа опытно – экспериментальной группы по этнокультурному воспитанию была запланирована на 3 года. В работе с детьми использовали современные педагогические технологии, которые опираются на принцип активизации ребёнка в обучении и определяются ведущей ролью педагога. В качестве основной педагогической технологии мы использовали программу «Театр – творчество — дети», разработанную Н.Ф. Сорокиной. (Москва 2002г.) Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, на развитие индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрально — игровой деятельности, соответствующие психолого – педагогическим особенностям этапов дошкольного детства. В качестве дополнительной образовательной технологии мы использовали методическое пособие Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М. «Владос» 2001г. Педагогическая технология Э.Г. Чуриловой позволила более качественно реализовать содержание программы «Театр-творчество-дети». Так же использовали пособия: М.Д. Маханёвой «Театрализованное занятие в детском саду», где подробно представлены серии занятий по всем возрастным группам, А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» где представлены упражнения на воображение, на развитие пластической выразительности при создании образа, выразительной мимики, игры драматизации, игры на пластику, игры – превращения, театральные этюды. Решались следующие цели и задачи: Цели:
Задачи. Образовательные.
Развивающие.
Воспитательные.
Для реализации поставленной цели и задач, я использовала различные методы, приемы и формы организации работы. Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками учитывались следующие принципы.
Разрабатывая программу эксперимента, исходили из того, что этнокультурное воспитание в театральной деятельности будет осуществляться наиболее эффективно при наличии специально созданных условий организации работы с учетом обобщенной модели театра с этнокультурным компонентом, структурировании содержания занятий на основе русского фольклора и произведений, в которых отражены национально-культурные традиции народа, формировании ценностного отношения к культурно-национальному наследию, использовании театральных, тренинговых и игровых технологий, способствующих развитию психофизических и эмоциональных качеств детей. При этом для развития ценностно-смысловой сферы применялись задания с элементами анализа поведения героев сказок, выявления причинно-следственных связей, определения приоритетных стилей поведения героев и соотнесения их с личным опытом, а также с начальными сведениями из истории театра. Для развития эмоционально — оценочной сферы — задания с четко определенными понятиями «хорошо-плохо», эмоциональными оценками — «весело», «грустно», «обидно» и т. д., на играх и элементах народного театра Коммуникативно-поведенческий аспект отрабатывался на этюдной работе, диалогах кукольного и драматического театра, постановке драматических отрывков и спектакля. Работа по развитию творческих способностей осуществлялась на всех этапах формирующего эксперимента, когда поощрялась нестандартность мышления, умение найти выход из сложной ситуации, использовать свои знания и умения, подключение воображения и фантазии. Работа велась по 3 направлениям. Первое направление – деятельность с детьми. Для развития творческих способностей наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: кукольный театр, дидактические игры, театральные игры, игры-занятия, игры-превращения, игры-инсценировки, творческие и самостоятельные игры, праздники, развлечения. В работе использовались информационно — коммуникационные (ИКТ) и здоровьесберегающие технологии. Использование ИКТ превращают подачу материала детям в живой, творческий и естественный процесс. Приобщение детей к этнокультуре народа осуществлялось в форме презентаций, где использовались малые формы фольклора: прибаутки, песенки, заклички, частушки, считалки, присловья. Презентации способствовали развитию эмоций и чувств детей, для чего использовались игровые народные персонажи (Казак, домовенок Кузя, Батыр, Хозяйка и Хозяин и др.); атрибуты народного быта (самовар, казан, прялка, подсвечник, подзоры, «птица счастья», подкова и др.); организация народных игр, хороводов, игрищ, потех. Проводимые развивающие игры «Зеркало», «Узнай по голосу», «Тень», «Продолжи фразу и повтори», «Веселые загадки» и др. сопровождались сменой картин на экране, которые в свою очередь, развивают у детей память, слуховое внимание, воображение и фантазию. Применение здоровьесберегающих технологии заключалось в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастик необходимы для сохранения и укрепления здоровье воспитанников (в соответствии с требованиями СанПин). В процессе работы к традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые использовались в НОД, были добавлены:
Содержание занятий включало в себя:
В подготовительной группе продолжалась работа с куклами с «живой рукой»: дети импровизировали небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской. Также использовались этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды давали возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствовали формированию самоконтроля, повышению уверенность в себе. Приложение фото (этюды). Гордостью театральной студии являлись театральные постановки. Создавались они по мотивам преданий и легенд русского народа, адаптированных для детского восприятия. За эти годы были поставлены и представлены на суд зрителей (дошкольников, школьников, родителей) следующие музыкальные спектакли: «Аленький цветочек», «Царевна Лягушка», «Сказание о трех богатырях», участниками которых дети были дети. Подготовка спектакля обычно строилась по следующей схеме:
Второе направление деятельности — сотрудничество с родителями. Традиционные:
Интерактивные формы:
Третье направление — деятельность с педагогами. В организации этого направления использую такие методы как консультации и мастер-классы. Задачей работы с родителями и педагогами заключалась в:
Большое внимание в своей работе с детьми мы уделяли проведению народных праздников, которые по нашему мнению наиболее близки и понятны детям. Мы проводили праздники «Посиделки», «Колядки», «Рождество», «Масленицу» и другие фольклорные праздники, в которых с удовольствием принимали участие дети. В нашем детском саду создан мини – музей русского быта. Экспонаты мини – музея активно используются в проведении праздников, развлечений, занятий. Свою работу по этнокультурному воспитанию мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями. Считаем, что только комплексный и системный подход может стать залогом успешности всего намеченного и реализованного. Таким образом, воспитательно — образовательная работа по этнокультурному воспитанию через театрализованную деятельность помогла нам обогатить внутренний мир ребёнка, у детей появился интерес к национальной культуре. Литература
|