Люфт Елена Юрьевна Воспитатель высшей категории МБДОУ № 95, г.Красноярск
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития дошкольников, обоснована идея развития связной речи, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции дошкольников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной речи дошкольников. Но недостаточно накоплено педагогического опыта по вопросу подбора наиболее эффективных способов развития связной речи дошкольников, обеспечивающую также и познавательную активность детей. Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, мы способствуем расширению детского опыта, умению правильно и эмоционально выражать свои мысли, а накопление опыта и знаний – необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания и общения, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. В процессе музейно – образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи. В ходе изучения и анализа статей современных авторов по Музейной педагогике И. Колесниковой [8], Н. Рыжовой, Г. Ларионовой, А. Данюковой [13] мы сделали предположение, что данное педагогическое направление может стать эффективным способом для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования явилась возможность использования музейно-образовательной деятельности в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития связной речи изучались С.Л.Рубинштейном [17], Л.С. Выготским [1, 2], А.М. Леушиной [9], и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн,[17] это - адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог — беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно — спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Рассмотрев другую форму связной речи, мы пришли к выводу, что монолог- это связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах О.С. Ушакова [19] считает, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. По мнению К. Д. Ушинского [22] связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающие связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Еще одной частью нашего исследования явилось изучение особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико –фонематическими нарушениями речи, так как группа детей, участвующих в эксперименте имеет коррекционно - речевую направленность. Фонетико-фонематическое недоразвитие характеризуется нарушением произношения и звукового восприятия родного языка. Среди детей с нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной. К ним относятся дети, у которых наблюдаются: неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков; недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами. Дети с ФФНР - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Из этого следует, что нарушения во всех составляющих разделах речи, при взаимодействии между собой, отражаются на развитии связной речи, которая должна быть понятной для восприятия и правильно сформулированной. Исходя из анализа методической литературы, мы сделали заключение, что очень важную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста играют педагогические условия. В педагогическом словаре условия определены как «обстоятельства», от которых что-либо зависит. Рассмотрев условия развития связной речи разными авторами, мы, к числу наиболее важных педагогических условий, отнесли следующие: связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию. Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие, является создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания. В нашем исследовании таким условием выступает музейно-образовательная деятельность. Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегративный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма образовательной работы с детьми и родителями, которую можно определить как музейно-образовательную деятельность. В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОУ можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики. В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Мы считаем, что это еще одно наиболее эффективное направление по теме нашего исследования. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Если музейное занятие сохраняет преемственность с традиционными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся: - интегрированные занятия, основанные на связях образовательных областей, что соответствует современным требованиям в дошкольном образовании; - занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; - занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; - занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация; - занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; - занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. Результаты нашего исследования, на начальном этапе, позволили сделать вывод, что в обследованных нами экспериментальной и контрольной группах выявлены только две категории детей: со средним уровнем (57%) и уровнем ниже среднего (43%). Дети с высоким уровнем не выявлены. Это говорит о том, что дошкольники испытывают затруднения при: составлении описательных рассказов - отмечается немногословность высказываний, в составлении рассказа по серии сюжетных картинок - прослеживаются нарушения связности высказываний, отсутствие речевых оборотов и нарушение причинно-следственных связей; при пересказе текста - нарушается логика повествования, производятся значительные сокращения первоначального текста, а также дети испытывают трудности при звукопроизношении, что ведет к непониманию и искажению передачи высказывания. Исходя, из выбранного нами направления работы и специфических условий развития связной речи мы попытались создать, во-первых, мини-музей. Под мини – музеем детского сада понимается не просто организация экспозиции или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов, праздников, исследовательской и проектной деятельности. Основная задача нашей работы заключалась в том, чтобы научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Структуру своих занятий с использованием музейных экспонатов мы строили с учетом принципа взаимосвязи различных разделов речевой работы. Именно это создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Занятия с использованием музейных экспонатов проводились в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а так же использовались новые приемы и подходы в развитии связной и коррекции звуковой стороны речи дошкольников. В проведении занятий и совместной деятельности по развитию речи проводили беседы, рассматривали картины, составляли описательные рассказы, читали художественную литературу. Это обеспечивало обогащение и активизацию словаря, работу над смысловой стороной речи, развитие звукопроизношения и др., при этом главной задачей оставалось развитие связной монологической речи. Так же мы определили еще одну форму работы в своем исследовании – это проведение экскурсий, через которые будет осуществляться развитие связной монологической речи. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях использовался вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводилась под руководством педагога. К проведению экскурсии мы разработали специальные требования: -экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; -содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов; Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ. Исходя из выбранных нами мероприятий, по повышению уровня развития связной речи старших дошкольников, мы разработали проект под названием «Семейные ценности и реликвии». Результаты проведенного повторного обследования показали, что у экспериментальной группы детей в условиях эксперимента отмечается положительная динамика в развитии связной речи, так как образовалась категория детей с высоким уровнем, уменьшилась доля детей, показавших уровень ниже среднего, и увеличилась доля детей, соответствующих среднему уровню развития связной речи. В контрольной группе, которая не участвовала в нашем эксперименте, также увеличилась доля детей, показавших средний уровень развития связной речи, и снизилось количество детей показавших уровень развития связной речи как ниже среднего. Можно предположить, что данные изменения связаны с физиологическим развитием детей, а так же тем, что дети контрольной группы так же находились в той развивающей среде, которую мы создали для экспериментальной группы. Проведя анализ результатов повторного обследования звуковой стороны речи, можно сказать, что проводимые мероприятия в рамках нашего эксперимента так же способствовали улучшению и звукопроизношения, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Данную динамику можно объяснить с тех же позиций, что и в обследовании состояния развития связной речи. И в заключении можно с уверенностью сказать, что выбранное нами средство повышения уровня развития связной речи старших дошкольников, а именно музейно-образовательная деятельность, действительно является эффективным. За время проведения эксперимента дети научились составлять развернутые высказывания, происходило обогащение и активизация словаря при описании экспонатов музея, улучшился грамматический строй речи, и звуковая культура. Дети имели возможность увидеть и сравнить предметы прошлого и словесно обосновать разницу между ними. Во время бесед дети находили связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливали причинно-следственные связи между предметом и его пользой. Видели, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, открывали перед собой перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его проще, красивее и удобнее – во время таких заданий дети учились составлять творческие рассказы.
Список литературы 1. Выгодский Л.С.Собрание сочинений.Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с. 3. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. 4.1, 2. Пермь: ПГПИ, 1990 // Дошкольное воспитание, 1978. №4; 1982. №9; 1991. №2, 3, 4. 4. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"// Гербова В.В., Гризик Т.И., 5. Гебова В.В. Составление описательных рассказов/ Гербова В.В.// Дошкольное воспитание. - 1981. - №9. 6. 3воницкая А. С., Психологический анализ связности речи и её развития у школьника, "Учёные записки Государственного педагогического института им. Герцена", под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, т. XXXV, Л. 1941, сб. "Психология речи". 7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М., Просвещение, 1982. 8. Колесникова И. А. , «О феномене музейной педагогики. Музей в образовательном процессе», СПб: Спецлит, 1998, с. 6-15. 9. Леушина А.М. «Развитие связной речи у дошкольников». – М. Просвещение, 1941. 10. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006. 11. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004. 12. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008. 13. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002. 14. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004. 15. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.(Фройденталь и требования к занятиям в мини-музях) 16. Рыжова Н. А, «Музейная педагогика» 2010 Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г. 17. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» - М., 1989. – с. 468. 18. Рыжова Н. А Г. Ларионова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду». ГОУ — Центр развития ребенка № 2333 г. Москвы. По материалам газеты «Дошкольное образование» 19. Ушакова С.С. «Развитие речи дошкольников». – М.: Изд-во Институт психотерапии, 2001. – 240с. 20. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. док. пед. наук. - М., 1996. 21. Ушакова О.С., Смирнова Е. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 1987. №2. -с. 17-22. 22. Ушинский К.Д. Сочинения. - М.; Л., 1948, т. 3, с. 178. 23. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. 24. -Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. 25. 2000.Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
|