Формирование и развитие экологической культуры дошкольников. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Леонтьева Зоя Петровна | |||
04.10.2021 12:04 | |||
Формирование и развитие экологической культуры дошкольников. Сегодня экологическому воспитанию уделяется большое внимание. Это одна из важнейших современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам живой природы, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте у детей начинают закладываться элементы экологической культуры, но это возможно лишь в том случае, если взрослые, воспитывающие ребенка, принимают общие проблемы, показывают детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ними. Определить правильный путь по воспитанию экологической культуры дошкольников помогли работы Л.С. Выготского [3], В.А. Сухомлинского [9], Б.Т. Лихачёва [5]. в которых на первое место ставилось нравственно-экологическое воспитание, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
Идеи познания дошкольников с природным миром получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах Э. И. Залкинд [4], С.Н. Николаева [7] и др. Колоссальное значение в развитии экологического воспитания дошкольников сыграли работы ведущих педагогов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как главного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе З. Д. Сизенко [8], С. А. Веретенникова [ 2], М. В. Лучич [6]. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей; бережного отношения к природе; правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений; эмоциональной отзывчивости к живой природе; положительных эстетических ощущений от любования природой; умений познавать особенности окружающего мира. Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса. Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности: наблюдения; опыты; исследования; игры; труд; художественно-эстетическая практика; знакомство с природоведческой литературой; занятия физкультурой и спортом. Нужно стремиться по мере возможности применять теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе [6]. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду на протяжении всего педагогического процесса – на занятиях и в повседневной жизни детей. В достижении задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это природные уголки в групповых помещениях, правильно оформленный и обустроенный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке хорошо создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу и многое другое. В дошкольном возрасте большую часть информации дети познают через сказки, игры и наблюдения. Благодаря рассказам и сказкам дети хорошо понимают какие действия по отношению к природе будут хорошими, а какие плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, дети учатся сопереживать природе, ценить ее, замечать ее красоту. В игре дети могут примерить на себе роль животного или растения, чтобы можно было взглянуть на окружающий мир со стороны, почувствовать себя частью природы. Дети всегда с удовольствием принимают новые роли, а воспитатель может дать детям новые знания и направить детей на самостоятельное изучение природы. В процессе работы ежедневно наблюдаем за детьми за изменениями природы, происходящие вокруг нас. Дети настолько эмоциональны, заметив небольшую букашку они готовы длительное время рассматривать ее, заметить их своеобразную красоту, радоваться каждому ее передвижению и длительное время восхищаться увиденным. А мы в свою очередь, обогащаем знания детей о природном мире, рассказывая о том, что нельзя губить насекомых, и воспитываем в них доброжелательное отношение ко всему живому. В результате ежедневной работы у дошкольников начинает формироваться и формируется экологическая культура. В период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь. Если ребенок поймёт, что его благополучие и завтрашний день, счастье его самого а также его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и берёзке, он встанет в ряды защитников и друзей природы. Именно в таких защитниках нуждается наша планета сегодня, и мы можем помочь обществу вырастить этих защитников. Наша главная задача — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Просвещение, Москва, 1989. -143с. 7. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. − 1998. − № 2. − С. 13. 8. Сизенко-Казанец З. Д. Природа и дети, М.: Просвещение, 1966. — 200 с. 9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1988. — 272с.
|