Статья «Экологическое воспитание дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Неведимова Екатерина Юрьевна | |||
06.10.2021 10:21 | |||
Статья «Экологическое воспитание дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 48 г. ТОМСКА (МАДОУ № 48) Автор: Неведимова Екатерина Юрьевна Статья «Экологическое воспитание дошкольников» создана для педагогов ДОУ. В данной статье рассматривается вопрос экологического воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На что нужно обратить внимание в развитии экологического воспитания? Через какие направления нужно вести работу по экологическому образованию? Какие формы и методы работы использовать в работе с детьми и родителями. Дата создания 4 октября 2021 года. Человек и природа тесно взаимосвязаны. Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании детей дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственный за загрязнение природы, вымирание многих видов животных. Что происходит сейчас в обществе? Взрослые люди ведут себя потребительски по отношению к природе, не думая о том какие последствия могут быть. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с раннего детства. У ребенка, воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к месту, где он живет, желание его охранять, что позднее приведет к любви своей Родины. Это и есть цель экологического воспитания, привить любовь к Родине, к родному краю. Дети учатся бережному отношению ко всему живому. Будучи взрослыми дети будут настоящими хозяевами своей земли, не только расходуя ее ресурсы, но и сохраняя и приумножая.
Задача с учетом ФГОС, которую решает дошкольная педагогика это формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю. Сейчас изменился подход к экологическому образованию. Простое ознакомлении детей с природными явлениями, сменился на экологический. По ФГОС, экологическое воспитание дошкольников это одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности ребенка в целом. База, заложенная в детском возрасте будет являться фундаментом экологической культуры. У ребенка сформируется система ценностей. Экологическое образование предполагает работу по следующим направлениям:
Основной целью экологического образования является формирование основ экологического сознания и экологической культуры. Оно осуществляется путем решения ряда задач:
Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста детей, круг детских обязанностей и задач постепенно расширяется. Экологическое образование ставит задачу дать детям понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Ребенок должен понимать, что нехорошо рубить деревья или уничтожать птиц. Экологическое воспитание в детском саду можно проводить: с детьми, педагогическим коллективом, родителями. Формы работы с дошкольниками в детском саду по экологическому воспитанию: 1 специально подготовленные группы, где главная роль отводится воспитателю для того, чтобы донести информацию до детей:
2 совместная деятельность, в которой дети активно участвуют вместе с воспитателем, актуализируют свои представления о естественных законах и фактах о природных закономерностях:
подготовка экологических праздников 3 самостоятельная деятельность детей. Применение этих знаний на практике. У детей есть возможность проявить инициативу
Работа с родителями Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу-воспитать экологически грамотного человека. Формы совместной работы: консультации, КВН, конкурсы, викторины, встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и озеленение территории группы, выставки рисунков и поделок, семейные газеты. Такая форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей. Организация пространства в группе для создания благоприятной экологической обстановки подразумевает наличие" живого уголка", где есть все необходимые условия для ухода за живой природой. Воспитательный эффект достигается, если дети непосредственно вовлечены в процесс, а не только наблюдениями со стороны. Экологические вопросы сейчас очень актуальны. Дошкольные учреждения выполняют важную для общества функцию — они помогают раскрыть подрастающему поколению красоту природы, учат ценить ее и беречь. Список литературы:
|