Развитие идей дошкольного образования на рубеже XIX-начале XX веков в России. |
Педагогика | |||
Автор: Евстафьева Елена Борисовна | |||
24.08.2021 15:09 | |||
Развитие идей дошкольного образования на рубеже XIX-начале XX веков в России. В настоящее время многие педагоги с целью повышения профессионализма обращаются к опыту педагогов с мировыми именами. Сегодня хочется вспомнить двух замечательных педагогов- женщин – Аделаиду Семёновну Симонович и Елену Николаевну Водовозову. Педагоги трудились на рубеже XIX – начале XX веков и, несмотря на глобальные исторические события, связанные со сменой политического строя в стране, сохранили преемственность своих взглядов на дошкольное образование и оставались им верны. Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933) являлась пропагандистом детских садов в России. А.С. Симонович была последовательницей идей немецкого педагога Фридриха Фребеля, которому принадлежит появление самого термина «детски сад». Симонович открывала детские сады в Петербурге и в Тифлисе, издавала журнал «Детский сад». Практический опыт позволил А.С. Симонович критично посмотреть на педагогическую систему Ф.Фребеля. Дидактические материалы «Дары» Фребеля не вызывали интерес у детей и Симонович обратилась к идее народности. Методические разработки Симонович сохранили влияние системы Фребеля: строгая регламентация, урочная форма занятий и игр, субъективный характер вопросов воспитательницы в беседе с детьми и др.
По мнению А.С. Симонович, детский сад решает такие задачи, как физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей, дополняя недостаточное семейное воспитание и подготавливая ребенка к поступлению в школу. А.С. Симонович большое внимание уделяла личным качествам воспитательниц. В 1871 году в Санкт-Петербурге было открыто общество первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) такжевнесла значительный вклад в разработку вопросов дошкольного воспитания в России. Свои взгляды Е.Н. Водовозова изложила в книге «Умственное и нравственное развитие детей от первого появления сознания до школьного возраста» (1871г.), выдержавшей до 1913 года семь изданий. В данной работе автором обосновывалась необходимость для воспитателей теоретических знаний, которые не могут заменить личный опыт или материнский инстинкт; подчеркивалась важность периода дошкольного детства для формирования характера человека, его отношения к жизни, гармонического развития способностей. Е.Н. Водовозова отдавала предпочтение семейному воспитанию, считая, что детский сад располагает ограниченными возможностями влияния на ребенка. Центральное место в системе Водовозовой занимала идея народности, которую она разработала применительно к дошкольному возрасту. Основанием системы вслед за своим учителем К.Д. Ушинским Водовозова видела «чисто русский фундамент» — образ жизни русского народа, его исторические традиции и культура в целом. Е.Н. Водовозова критически высказывалась о фребелевской системе, усматривая в ней метафизическую философию, формализм и педантизм, искусственное ограничение окружающего детей мира. По мнению Водовозовой, жизнь ребенка необходимо организовать таким образом, чтобы упражнялись его чувства: наблюдательность, внимание, память. Центральное место в программе Е.Н. Водовозовой занимали природа, растительный и животный мир, экскурсии в сад, поле, лес, на огород и т.д. Целям воспитания служили упражнения в нравственной деятельности, воспитание ценных привычек, уверенности в своих силах, самодисциплины, гуманных чувств. Из вышеизложенного следует, что дошкольная педагогика уже в царской России развивалась достаточно активно, базируясь на совершенно разных подходах. Развитие дошкольной педагогики в советский период базировалось именно на опыте тех деятелей, которые сформировали своё мнение и развивали его ещё в конце XIX – начале ХХ веков. Безусловно, новаторство советских педагогов во многом сформировали педагогику в нашей стране, но не следует отметать роль преемственности идей дошкольной педагогики дореволюционной России с периодом Советского Союза.
|