Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОСТРАНСТВЕННО – ПРЕДМЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагогика
Автор: Мухина Фаина Анатольевна   
25.08.2021 15:19

ПРОСТРАНСТВЕННО – ПРЕДМЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВПРОСТРАНСТВЕННО – ПРЕДМЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Мухина Фаина Анатольевна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10» города Иваново Ивановской области

На сегодняшний день недостаточно чтобы дети были знающими и умелыми, они должны быть мыслящими, инициативными и самостоятельными.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

 Скачать конспект

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Знакомство дошкольников с основами экономики проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС ДО, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Любая личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить ребёнка грамотно взаимодействовать с миром финансов (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. У ребёнка в памяти остается 10% того, что он услышал, 50% того, что увидел и 90% того, что он выполнил сам. Таким образом, приобретение практических навыков является наиболее эффективной формой обучения.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Занятия по экономической культуре

интегрированы со всеми видами детской деятельности

Вид

детской деятельности

по ФГОС ДО

Способы интеграции

Игровая

Разыгрывание различных ситуаций по экономической ситуации с использованием наглядных пособий и атрибутов (сюжетно – ролевые игры, дидактические и настольные игры, театрализованные игры – драматизации и развлечения.

Коммуникативная

Обсуждение проблемных ситуаций. Сочинение, записывание и иллюстрирование рассказов детей из личного опыта или по сюжетной картине или серии картинок.

Художественно – речевая деятельность на основе литературных текстов (сказки, пословицы, поговорки, рассказы) – по ролям, по частям, близко к тексту, от лица литературного героя (спектакль), наизусть, придумывание по аналогии.

Познавательно-исследовательская

Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых разных профессий. Рассматривание картин и иллюстраций, фотографий.

Проигрывание проблемных ситуаций.

Использование книг для расширения представлений детей об окружающем мире.

Тематические произведения: энциклопедии, книги о вещах, предметах и их устройстве.

Зарисовки впечатлений об экскурсиях, результатах наблюдений, экспериментирования, опытной работы, обследований внешних особенностей объектов живой и неживой природы, качеств предметов окружающего мира в т.ч. на прогулочной площадке.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение художественной литературы по теме экономическая культура. Рассматривание иллюстраций в книгах. Просморт мультфильмов, фильмов об экономике.

Рисование иллюстраций к русским народным, авторским и самосочинённым сказкам, стихам, песенкам, потешкам, пословицам, поговоркам…

Изготовление шапочек, масок, элементов театрального костюма, атрибутов и декораций для инсценирования литературных произведений, кукол для разных видов театра.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Использование художественных произведений, отражающих процессы труда и самообслуживания для формирования положительного отношения к процессу и результату труда.

Сбор и подготовка природного и бросового материала для поделок, коллажей, аппликаций.

Изготовление картинок – правил (воспроизведения определённых действий; поведения)

Конструирование

Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. Возможно изготовление планов, схем, чертежей построек, улиц, домов; дополнительной атрибутики для «оживления» построенных композиций (светофоры, деревья, клумбы, фигурки людей, животных и др.), в т.ч. для игр в песочнице на участке.

Изготовление игрушек, атрибутов, пособий из бросового материала для игр по экономической культуре.

Изобразительная

Изготовление альбомов, плакатов, панно, иллюстраций к книгам, книжек – самоделок. Организация импровизированных и тематических выставок рисунков, аппликаций, коллажей, поделок, малых скульптурных форм. Изготовление декора для центра экономики.

Двигательная

Изготовление атрибутов (шапочки, эмблемы, отличительные значки, медали) для спортивных соревнований, утренней гимнастики, подвижных игр, профилактики зрения, дыхательной гимнастики, физкультминуток.

Подвижные игры по экономической культуре.

Чтение, обсуждение, оформление выставок, альбомов по ЗОЖ и спортивной тематике. Обсуждение проблемных ситуаций.

Карточки с образцами и вариантами двигательных упражнений.

Музыкальная

Разучивание песен, просмотр иллюстраций к музыкальным произведениям. Постановка музыкальных спектаклей.

Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь его с этическим, трудовым, нравственным воспитанием, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по формированию экономической культуры проводится по следующим принципам:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Методы формирования финансовой культуры
Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Методы, повышающие познавательную активность:
элементарный и казуальный анализ;
сравнение;
метод вопросов;
метод повторения;
решение логических проблем;
экспериментирование и опыты.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
игровые;
сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
перспективное планирование.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
индивидуальная беседа,
сравнительный анализ,
оценка,
разъяснение,
воображаемая ситуация,
совместный поиск выхода из ситуации,
проигрывание положительных ситуаций,
обсуждение способа действия,
прием опосредованного воздействия.
                   Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).  

               Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Деятельность по формированию у детей финансовой грамотности ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий.

Все мы знаем, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - ИГРА. На наш взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т.д… Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться. Ребята учатся с ранних лет ценить то, что создают взрослые для них и для счастливой жизни. Это важное умение гармоничной социализированной личности.

Литература

  1. Стахович Л.В. Занимательные финансы «Играем вместе» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2019 – 40 с.
  2. Стахович Л.В. Занимательные финансы. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2019 – 31 с.
  3. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений»/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2019 – 32 с.
  4. Стахович Л.В. Занимательные финансы «Читаем и обсуждаем» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2019 – 64 с.
  5. Стахович Л.В. Занимательные финансы. Методические рекомендации / Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.:Вита – Пресс, 2019 – 79 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год