Государственное дошкольное образовательное учреждение присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур детский сад№111 Невского района участника районного конкурса педагогических достижений 2009-2010 года номинация «Воспитатель года» Репкина Надежда Ивановна Санкт-Петербург 2010 г «Путешествие лыж из прошлого в будущее» (с элементами ТРИЗ и мнемотехники) по развитию познавательных способностей у детей подготовительной группы Цель. Развивать познавательную активность у детей. Задачи Образовательные: · познакомить детей с доступными для этого возраста сведениями из истории лыж, достоверные факты; · учить детей ориентироваться в прошлом, настоящем, будущем; Развивающие: · развивать творческое и логическое мышление, фантазию; · расширять активный и пассивный словарный запас детей; · совершенствовать навыки рисования схематических рисунков;
Воспитательные: · воспитывать интерес к физической культуре через историю; Материал. мнемотаблицы, набор сюжетных и предметных картинок, таблица с кроссвордом; для опыта: кусочки шкур для рисования: цветные карандаши. Предварительная работа. · Беседа на тему: «Зимние спортивные игры; · разучивание загадок, стихов о предметах зимних спортивных игр; · рисование на тему: «Зимние виды спорта»; · Лепка на тему: «Лыжники»; · Спортивные игры на прогулке- катание на санках, хождение на лыжах, игры с элементы хоккея. Ход занятия: (дети сидят на стульчиках за столами.) Воспитатель. Ребята, хотите отправиться в далёкое прошлое, чтобы узнать историю возникновения одного предмета? Дети. Да. Воспитатель. Для этого нам нужно решить небольшой кроссворд. Согласны? Дети. Да. (воспитатель поворачивает лицевой стороной таблицу с кроссвордом и читает вопросы) Воспитатель 1. Как называется вид спорта с лыжами и с ружьём? (биатлон) 2. Что нужно участнику лыжных гонок? (снаряжение) 3. Как называется дорожка лыжника? (лыжня) 4. Отгадайте загадку: Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры- Помчались с горы. (санки) А теперь прочитайте слово в выделенных клеточках. Какое слово получилось? Дети. ЛЫЖИ. Воспитатель. Правильно, это слово ЛЫЖИ Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправимся в далёкое прошлое, чтобы узнать, какие были лыжи в прошлом. Согласны? Дети: Дааааа!!!! Воспитатель: Для этого нам нужна машина времени. Давайте представим, что наши стульчики и есть машина времени. Вам необходимо повернуть стульчики спинками ко мне и сесть, держась руками за спинку стула. (Дети пересаживаются) Воспитатель: Но наша машина не сделает «скачок во времени» пока мы не закроем глазки и не произведем обратный отсчет «Пять, четыре, три, два, один. ПУСК!!!!» (Дети повторяют) Воспитатель: Откройте глазки и подойдите ко мне. Вот наша первая остановка. Мы перенеслись в далёкое-далёкое прошлое. Сейчас мы находимся на севере. Здесь холодная зима. Лежит глубокий снег. Недалеко от нас пробежал быстрый олень. Он не проваливается в глубоком снегу. А вот и охотник за ним гонится. Но раз можно назвать это гонками? Охотник провалился по пояс в снег, а олень убежал далеко. (Выставляет картинки снегоступов) Воспитатель: Перед вами картинки, очень странные. О чем говорят эти картинки? (Ответы детей) Воспитатель: Это снегоступы. Человек заметил, выбираясь из снега, и опираясь на лежащую сломанную ветку ели, он не проваливается в снег. Свои наблюдения он воплотил в гениальную идею. Стал привязывать ветки к ногам, но это было неудобно и тяжело. Иголки осыпались, ветки торчали в разные стороны и мешали идти. И тогда охотник стал брать только прутья, плести из них снегоступы. Снегоступы делали ступню шире, не давали человеку провалиться в глубокий снег. Они были разной формы. Сначала круглые, потом овальные. На них нужно было ходить, а не скользить ( постепенно последовательно выставляет сюжетные и предметные картинки). Воспитатель. Почему их назвали снегоступами? Покажите, как можно было передвигаться на снегоступах. (дети показывают, как ходили на снегоступах) Воспитатель. А какие лыжи были потом, мы узнаем, если снова сделаем «скачок во времени». Закрывайте глазки и сделайте обратный отсчет. (Дети повторяют) Воспитатель: Перед нами новое время и новые картинки с лыжами. Посмотрите, одна лыжа длинная, а другая короткая. Во время охоты ходить на снегоступах было удобно, но медленно. Поэтому охотники придумали скользящие лыжи. При этом одна широкая и короткая, другая узкая и длинная. На узкой лыже охотник скользил, а широкой отталкивался. В руках он держал оружие. Покажите, как ходили на этих лыжах. (дети показывают) Воспитатель. Но такие лыжи были удобны на открытой местности, а в лесу длинная лыжа цеплялась за кусты, охотнику было неудобно ходить. Тогда придумали лыжи одинаковой длины и ширины. Но такие лыжи в сильный мороз проскальзывали назад, отнимая много сил при ходьбе. (выставляет картинки лося, оленя) Воспитатель. Как вы думаете, почему я выставила эти картинки? (ответы детей) Воспитатель. Эти животные живут на севере. У них есть мех. Охотник подбивал лыжи шкурой этих зверей. При ходьбе вперёд мех был гладким, а при проскальзывании назад мех вставал дыбом. Перед вами кусочки меха. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Погладьте мех вперед и назад. Что получается с мехом, когда вы гладите по направлению шерсти? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте погладим против шерсти. Что происходит с мехом? (Ответы детей - мех встает дыбом). Воспитатель: Лыжи использовали не только на охоте. Люди заметили, что когда они часто ходят на лыжах, то меньше болеют. Они стали использовать лыжи в спортивных целях: устраивали игры, состязания. Пройдет много времени и лыжи опять изменяться. А чтобы узнать, как, нам нужно вернуться в наше время. Давайте опять воспользуемся машиной времени. (Дети делают обратный отсчет и открывают глазки) Воспитатель: Ну, вот мы очутились в нашем времени. Как изменились лыжи к этому времени вы знаете и можете сами рассказать. Помогут вам в этом мнемотаблицы. Посмотри внимательно и расскажите, что вы знаете о современных лыжах . Из чего их делают? Для чего они нам теперь нужны? (Ответы детей) Воспитатель. Мы с вами путешествовали в зимнее время. Давайте немного отдохнём, согреемся. Поможет нам в этом небольшая разминка. Называется она «На морозе» (дети встают для физкультурную минутку и выполняют движения согласно тексту) Ручки вверх, ручки вниз. На носочках подтянись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем поприседаем, Никогда не замерзаем. ( идут садиться за столы) Воспитатель: Наше занятие называется «Путешествия лыж из прошлого в будущее». В прошлое время мы попали с помощью машины времени, а будущее лыж зависит от вас. Давайте послушаем отрывок песни «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего» и как бы мысленно перенесёмся с вами в далёкое будущее. (Дети слушают отрывок) Воспитатель: Сегодня мы тоже будим гостями в будущем. Перед вами лежат мнемотаблички. Давайте их рассмотрим. 1. При помощи чего передвигались лыжи в настоящем? В прошлом? 2. Как выглядели лыжи в прошлом и настоящем? 3. Из чего делали лыжи в прошлом? Настоящем? (Ответы детей) Детям предлагается придумать лыжи будущего и обсуждаются такие вопросы: 1. При помощи чего будут передвигаться лыжи. 2. Как будут выглядеть лыжи. 3. Из какого материала они будут сделаны. Воспитатель. А теперь вы нарисуйте лыжи будущего. (Дети рисуют лыжи будущего) Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы очень хорошо потрудились, много узнали нового. Будем надеяться, что люди в будущем будут кататься именно на таких лыжах, которые вы придумали. Вам понравилось наше занятие? Какие лыжи вам понравились больше всех? Что бы вы хотели узнать в следующий раз? (ответы детей) Воспитатель. А сейчас наше занятие закончилось. Попрощаемся с нашими гостями.
|