Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет "Баскетбол"
Спорт, тренировки
Автор: Гребенюк Елена Александровна   
08.11.2016 10:32

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет БаскетболДополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет "Баскетбол"

Автор программы и руководитель кружка: инструктор по физической культуре Е.А. Гребенюк Срок освоения: 2 года г. Тольятти

Пояснительная записка.

Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

  • недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года);
  • большая загруженность статическими занятиями;
  • желание реализовать себя в движении;
  • взаимосвязь с программой Физическая культура (начальная школа, учебная программа для учащихся 1-4 классов под ред. А.П. Матвеева, совместно с М.В. Малыхиной) по обучение детей игровым видам спорта с первого класса;
  • недостаточность внимания в примернойобщеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.) игровым видам спорта, обучению детей игре в баскетбол, футбол, волейбол;
  • желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным;
  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Одним из путей совершенствования физического воспитания в нашем ДОУ является применение известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания: спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол и др.).

Скачать полную программу

Дополнительная образовательная программа «Баскетбол» направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.

Новизна программы.

Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции основной образовательной деятельности и дополнительнойобщеобразовательной программой.

Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.

Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.

Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.

Отличительные особенности программы:

  1. Данная программа превышает нормативную базу Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В программе ООП ДО дети осваивают элементы игры баскетбола: ведение, передача, бросок мяча в корзину. Данная же программа позволяет обучить детей самой игре, с ее правилами и приемами.
  2. Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:
  • «Старт», Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина
  • «Программа Олимпийского образования дошкольников», И. А. Филиппова
  • «Играйте на здоровье» (Волошина Л. Н., Новичкова Л. В.)
  • Современные здоровьесберегающие технологии, разработчики В. Л. Старковскова, А.С. Галанова, Т.А. Куценко
  • Технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол» Адашкявичене Э.Й.

Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП ДО).

Программа обеспечивает

  • сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
  • обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
  • развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности детей (умение владеть мячом) и руководителя обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов действия с мячом, использование различных дополнительных игровых приемов с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и снимает напряжение.

Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.

Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.

Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.

Принимая во внимание необходимость индивидуальной и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.

Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой) и работа с детьми в Школе мяча обеспечит преемственность в аспекте физического развития, т.к. требования программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А.П. Матвеева), предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.

Методика начального обучения игры в баскетбол детей школьного возраста разработана и отражена в работах Н.И. Преображенского, Т.А. Зельдович, С.А. Кераминаса, Ю.Ф. Буйлина и Ю.И. Портных и др.

Однако содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Т.И. Осокина. Е.А. Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в подвижные игры.

Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста для использования ее в кружковой работе, определение его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, и специфику работы дошкольного учреждения.

На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.

Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В кружковую работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.

Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Нормативно- правовая база

  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Концепция дошкольного воспитания. (16. 06. 1989г.)
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ
  • Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (№329-ФЗ от 23. 11. 2007 г.)
  • Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ с изменениями от 09. 05. 2005 г.)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки РФ от 27. 10. 2011№ 2562)
  • Письмо МО РФ №65/23 — 16 от 14. 03. 2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования»
  • Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Минобрнауки России № 8 от 13 января 2014 г. «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
  • Основы физического воспитания в дошкольном детстве (Парциальная программа)
  • Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4. 1. 1249 – 03)
  • «О преемственности дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура» МО. РФ
  • «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
  • Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля над детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс. 2001)

Цель работы спортивной секции «Баскетбол» (обучение детей игре в баскетбол): освоение техники игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Количество занятий – 1 занятие в неделю, 36 часов в учебный год (с сентября по май).

Длительность занятия:

  • для детей старшей группы 20-25 минут

- подготовительной группы 25-30 минут.

Место проведения занятий – спортивный зал ДОУ

Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Количество детей в кружке: 12-15 человек.

Задачи спортивной секции «Баскетбол»

  1. Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.)
  2. Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
  3. Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним.
  4. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
  5. Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
  6. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
  7. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
  8. Развивать эмоционально-положительное отношение ребёнка к спортивной игре (баскетбол).

Содержание программы спортивной секции «Баскетбол»

Старшая группа (первый год обучения)

  1. Знакомить детей с игрой баскетбол
  2. Учить детей элементам техники игры баскетбол:
  • ведению мяча на месте и в движении
  • передаче и ловле мяча
  • броскам в баскетбольное кольцо
  • стойке баскетболиста
  • простейшим парным взаимодействиям

3. Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, крупную и мелкую моторику рук.

4. Воспитывать целеустремлённость, выдержку, уверенность в себе, решительность, умение действовать в команде.

Подготовительная к школе группа (второй год обучения)

  1. Совершенствовать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и применять их в игровой ситуации.
  2. Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
  3. Ориентироваться на площадке (в зале), находить свободное более удобное место для игры.
  4. Воспитывать умение играть в команде, подчинять собственные интересы желаниям коллектива.

I. Подготовительная работа.

  • Освоение детьми техники игры в баскетбол, состоящей из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения).
  • Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину.
  • Освоение основной стойки баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.
  • Освоение основных видов баскетбольного перемещения по площадке: осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.

II. Обучение способам действия.

  • Учить детей остановкам в такой последовательности: остановка после ходьбы, потом после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе и неожиданная остановка.
  • Учить ребенка правильно держать мяч: и.п. держать мяч на уровне груди обеими руками, при этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади/сбоку, пальцы широко расставлены.
  • Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом.
  • Учить долго не задерживать мяч в руках, действовать быстро (передавать его другому, бросать, вести и т.д.).
  • Учить передаче мяча сначала двумя руками, а потом правой и левой (на месте и в движении).
  • При передаче мяча держать его на уровне груди.
  • Ведение мяча осуществлять с высоким отскоком.
  • Приучать ребенка следить за осанкой, не наклоняться к мячу, видеть площадку, не бить по мячу, а толкать его вниз, вести вперед – сбоку, а не прямо пред собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч.
  • Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди (при этом способе игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину.
  • Одной рукой от плеча (мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе и придерживается другой; слегка согнутые ноги выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти руки направляется в корзину).
  • Первоначальное расстояние до корзины в период обучения броскам по кольцу 1м, потом 2 -2, 5м, высота детского щита с корзиной 1,5 – 2м.

III. Подводящие упражнения.

  • Отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте.
  • Ведение мяча, передвигаясь шагами
  • Ведение мяча, передвигаясь бегом по прямой
  • Ведение мяча, передвигаясь со сменой направления
  • Ведение мяча при противодействии другого игрока

IV. Организация игры.

  • Игра делится на два тайма по 5 минут.
  • Между таймами планируется обязательный перерыв.
  • Педагог следит за продолжительностью игры.
  • Во время перерыва происходит замена уставших детей.
  • При перелете мяча через боковую линию игра останавливается.
  • Возвращает мяч в игру команда противника
  • С мячом в руках игрок может сделать не более 3 шагов. После этого он должен вести мяч, передать его другому игроку или забросить в корзину
  • Запрещается вести мяч двумя руками одновременно
  • Запрещается бежать с мячом в руках
  • Запрещается толкать игроков, держать их за одежду, руки.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год