Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет "Баскетбол"
Автор программы и руководитель кружка: инструктор по физической культуре Е.А. Гребенюк Срок освоения: 2 года г. Тольятти
Пояснительная записка.
Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
- недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года);
- большая загруженность статическими занятиями;
- желание реализовать себя в движении;
- взаимосвязь с программой Физическая культура (начальная школа, учебная программа для учащихся 1-4 классов под ред. А.П. Матвеева, совместно с М.В. Малыхиной) по обучение детей игровым видам спорта с первого класса;
- недостаточность внимания в примернойобщеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.) игровым видам спорта, обучению детей игре в баскетбол, футбол, волейбол;
- желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным;
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Одним из путей совершенствования физического воспитания в нашем ДОУ является применение известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания: спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол и др.).
Скачать полную программу
Дополнительная образовательная программа «Баскетбол» направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Новизна программы.
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции основной образовательной деятельности и дополнительнойобщеобразовательной программой.
Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.
Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.
Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
Отличительные особенности программы:
- Данная программа превышает нормативную базу Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В программе ООП ДО дети осваивают элементы игры баскетбола: ведение, передача, бросок мяча в корзину. Данная же программа позволяет обучить детей самой игре, с ее правилами и приемами.
- Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:
- «Старт», Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина
- «Программа Олимпийского образования дошкольников», И. А. Филиппова
- «Играйте на здоровье» (Волошина Л. Н., Новичкова Л. В.)
- Современные здоровьесберегающие технологии, разработчики В. Л. Старковскова, А.С. Галанова, Т.А. Куценко
- Технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол» Адашкявичене Э.Й.
Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП ДО).
Программа обеспечивает
- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
- обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
- развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности детей (умение владеть мячом) и руководителя обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов действия с мячом, использование различных дополнительных игровых приемов с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и снимает напряжение.
Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.
Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.
Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.
Принимая во внимание необходимость индивидуальной и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой) и работа с детьми в Школе мяча обеспечит преемственность в аспекте физического развития, т.к. требования программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А.П. Матвеева), предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.
Методика начального обучения игры в баскетбол детей школьного возраста разработана и отражена в работах Н.И. Преображенского, Т.А. Зельдович, С.А. Кераминаса, Ю.Ф. Буйлина и Ю.И. Портных и др.
Однако содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Т.И. Осокина. Е.А. Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в подвижные игры.
Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста для использования ее в кружковой работе, определение его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, и специфику работы дошкольного учреждения.
На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.
Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В кружковую работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.
Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
Нормативно- правовая база
- Конвенция о правах ребёнка.
- Концепция дошкольного воспитания. (16. 06. 1989г.)
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ
- Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (№329-ФЗ от 23. 11. 2007 г.)
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ с изменениями от 09. 05. 2005 г.)
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки РФ от 27. 10. 2011№ 2562)
- Письмо МО РФ №65/23 — 16 от 14. 03. 2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России № 8 от 13 января 2014 г. «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
- Основы физического воспитания в дошкольном детстве (Парциальная программа)
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4. 1. 1249 – 03)
- «О преемственности дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура» МО. РФ
- «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
- Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля над детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс. 2001)
Цель работы спортивной секции «Баскетбол» (обучение детей игре в баскетбол): освоение техники игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Количество занятий – 1 занятие в неделю, 36 часов в учебный год (с сентября по май).
Длительность занятия:
- для детей старшей группы 20-25 минут
- подготовительной группы 25-30 минут.
Место проведения занятий – спортивный зал ДОУ
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество детей в кружке: 12-15 человек.
Задачи спортивной секции «Баскетбол»
- Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.)
- Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
- Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним.
- Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
- Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Развивать эмоционально-положительное отношение ребёнка к спортивной игре (баскетбол).
Содержание программы спортивной секции «Баскетбол»
Старшая группа (первый год обучения)
- Знакомить детей с игрой баскетбол
- Учить детей элементам техники игры баскетбол:
- ведению мяча на месте и в движении
- передаче и ловле мяча
- броскам в баскетбольное кольцо
- стойке баскетболиста
- простейшим парным взаимодействиям
3. Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, крупную и мелкую моторику рук.
4. Воспитывать целеустремлённость, выдержку, уверенность в себе, решительность, умение действовать в команде.
Подготовительная к школе группа (второй год обучения)
- Совершенствовать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и применять их в игровой ситуации.
- Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- Ориентироваться на площадке (в зале), находить свободное более удобное место для игры.
- Воспитывать умение играть в команде, подчинять собственные интересы желаниям коллектива.
I. Подготовительная работа.
- Освоение детьми техники игры в баскетбол, состоящей из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения).
- Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину.
- Освоение основной стойки баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.
- Освоение основных видов баскетбольного перемещения по площадке: осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.
II. Обучение способам действия.
- Учить детей остановкам в такой последовательности: остановка после ходьбы, потом после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе и неожиданная остановка.
- Учить ребенка правильно держать мяч: и.п. держать мяч на уровне груди обеими руками, при этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади/сбоку, пальцы широко расставлены.
- Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом.
- Учить долго не задерживать мяч в руках, действовать быстро (передавать его другому, бросать, вести и т.д.).
- Учить передаче мяча сначала двумя руками, а потом правой и левой (на месте и в движении).
- При передаче мяча держать его на уровне груди.
- Ведение мяча осуществлять с высоким отскоком.
- Приучать ребенка следить за осанкой, не наклоняться к мячу, видеть площадку, не бить по мячу, а толкать его вниз, вести вперед – сбоку, а не прямо пред собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч.
- Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди (при этом способе игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину.
- Одной рукой от плеча (мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе и придерживается другой; слегка согнутые ноги выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти руки направляется в корзину).
- Первоначальное расстояние до корзины в период обучения броскам по кольцу 1м, потом 2 -2, 5м, высота детского щита с корзиной 1,5 – 2м.
III. Подводящие упражнения.
- Отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте.
- Ведение мяча, передвигаясь шагами
- Ведение мяча, передвигаясь бегом по прямой
- Ведение мяча, передвигаясь со сменой направления
- Ведение мяча при противодействии другого игрока
IV. Организация игры.
- Игра делится на два тайма по 5 минут.
- Между таймами планируется обязательный перерыв.
- Педагог следит за продолжительностью игры.
- Во время перерыва происходит замена уставших детей.
- При перелете мяча через боковую линию игра останавливается.
- Возвращает мяч в игру команда противника
- С мячом в руках игрок может сделать не более 3 шагов. После этого он должен вести мяч, передать его другому игроку или забросить в корзину
- Запрещается вести мяч двумя руками одновременно
- Запрещается бежать с мячом в руках
- Запрещается толкать игроков, держать их за одежду, руки.
|