Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Спорт, тренировки
Автор: Беляева Юлия Владимировна   
10.11.2016 08:42

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Ю.В. Беляева, воспитатель ГБОУ 1468 ДОУ 2580

В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культуры и спортом, навыкам здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья. Однако в настоящее время привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Статистика показала, что около 30-35% детей, посещающие дошкольные образовательный учреждения, имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств. Снижение жизненного уровня населения, нестабильная экономическая обстановка заметно ухудшили условия для физического развития будущего поколения. В то же время анализ реально практической работы в ДОУ показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников [4].

 

Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у дошкольников устойчивый интерес, потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, мотивацию к здоровому образу жизни (О. Н. Коган, В.И. Жолдак).

Поскольку современный темп жизни требует от человека обладать широким спектром физических качеств, одним из важных физических качеств является координация движений.

Координация движений – это умение согласовывать движения различных частей тела, т.е. отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряжено, пластично, четко. Координационную подготовку дошкольников изучали В.И. Лях, Е.О. Садовский, Л.В. Харченко и др. Они отмечали что, дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, это обуславливается ростом ребенка и формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7лет [3].

Зачастую дети выполняют упражнения без интереса и желания, поэтому чтобы повысить уровень координационных способностей следует проводить работу в интересной и занимательной форме, а именно разучивать движения на координацию в комплексе ритмической гимнастики [1].

Одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников традиционных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Одним из более эффективным считается ритмическая гимнастика, основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела, выполняемые под музыку[2]. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности (Л. М. Семенова, Л.Ю. Ильина).

Целенаправленные занятия ритмической гимнастикой равномерно вовлекают в работу все группы мышц, уставы, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Т. С. Лисицкая).

Однако до настоящего времени остаются открытыми некоторые методические особенности составления комплексов ритмической гимнастики, в частности вопросы подбора музыкального сопровождения к ним, слабо изучена возрастная динамика показателей физической подготовленности детей под воздействием занятий ритмической гимнастикой.

Развитие координации движений в процессе выполнения ритмической гимнастики возможно, если соблюдаются следующие педагогические условия:

  • Включение комплексов ритмической гимнастики в разные формы работы;
  • Владение воспитателями упражнениями на развитие координации движения;
  • Проведение индивидуальной работы со старшими дошкольниками в процессе ритмической гимнастики.

Для проведения работы по развитию координации движений у детей старшего дошкольного возраста нами разработаны два комплекса ритмической гимнастики, включающих 39 упражнений характерных для ритмической гимнастики. Основным принципом отбора упражнений было постепенное усложнение, сначала координации рук, затем рук и ног, потом координации рук и ног в горизонтальной и вертикальной плоскости, упражнений в сохранении равновесия.

Разработанные комплексы включали в такие формы работы как: физкультурные занятия (2 раза в неделю), утреннюю гимнастику (ежедневно), гимнастику пробуждения (ежедневно), физкультурные досуги (1 раз в месяц). Так же проводили подвижные игры, направленные на развитие координации ( «Крестик-нолик», «Делай как я», «Море волнуется»).

Основной формой обучения детей движениям и развития координации являлись физкультурные занятия. В процессе экспериментальной работы проводили следующие типы занятий с использованием музыкально-ритмических движений (сюжетное, учебно-тренировочное, музыкально-двигательное).

В работе с детьми проводили ритмическую гимнастику. Начинали обучение с наиболее простых упражнений локального воздействия. Это в частности, движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом ( «Наклоны головы в стороны», «Наклоны головой вперед и назад», «Поднимание плеч»).

Постепенно усложняя комплекс ритмической гимнастики, переходили к разучиванию более трудных упражнений регионального воздействия. К ним относятся упражнения: «Поднимаем плечи», «Спрятались и показались», вовлекающие в движение несколько суставов и частей тела. Дальнейшее усложнение комплекса ритмической гимнастики предполагало освоение упражнений (наклоны, выпады, махи ногами с движением рук и т.д.), направленных на работу мышц всего тела. В последнюю очередь разучивались упражнения для одной или нескольких частей тела в сочетании с элементами танца, бегом, прыжками. Частота смены комплексов от быстроты их освоения и интереса к ним со стороны детей.

Проведение занятий по ритмической гимнастике имеет свои особенности. Начинали занятия всегда с небольшой дозировки нагрузки, выполнение упражнений в среднем темпе, с увеличенной амплитудой. При проведении работы на физкультурных занятиях с использованием упражнений по ритмической гимнастике активные движения чередовали с ходьбой или движениями, успокаивающими дыхание, не перегружали детей бегом или подскоками, учитывали индивидуальные особенности детей.

Большое внимание уделяли индивидуальной работе. Так, в упражнение «Поднимание стопы на носок» у детей не получалось поднятие ног на носок в сочетании с плавным движением рук. Работа проводилась поэтапно. Сначала обучали детей перекату с пятки на носок, затем отрабатывали плавные движения руками перед собой. После этого соединяли движения.

Упражнение на координацию движения под музыкальное сопровождение включали в гимнастику после дневного сна, которая имела игровой характер и состояла из 3-6 имитационных упражнений. ( «Кошечка», «Ветерок», «Лягушка»). Для музыкальных «подъемов» подбирались преимущественно классические произведения (Э. Григ «Утро», П.Мориа «Голубая вода», К.Сен-Санс «Лебедь», И.С. Бах «Воздух»).

Утреннюю гимнастики проводили с детьми ежедневно, в течении 10-12 минут.

В двигательной деятельности на прогулке большое внимание уделяли развитию физических качеств и координации движения, равновесию, умению ориентироваться в пространстве. Давали детям задания на создание образа в движении (например «Скакалки»).

На физкультурных занятиях, на прогулке проводили бессюжетные подвижные игры ( «Круг», «Прыжки на одной ноге»), с целью развития координации движений, мускулатуры ног и повышения активности.

Составляя музыкальную фонограмму для комплекса ритмической гимнастики, мы обращали внимание на стилевое единство и общность содержания музыки, не смешивали в одном комплексе музыку различных направлений.

Итогом работы были физкультурные досуги, которые проводили во вторую половину дня длительностью 30 минут.

Большую работу проводили с педагогическим коллективом дошкольного учреждения. С целью расширения знаний о координации движений с педагогами проводили беседу на тему «Развитие координации движения у старших дошкольников». Воспитатели участвовали в организации мероприятий, подготовки оборудования, являлись активными участниками индивидуальной работы с детьми. С целью повышения профессионального уровня воспитателей, проводились консультации-презентации с педагогами ( «Влияние ритмической гимнастики на развитие детей старшего дошкольного возраста» и др.) С целью получения практических навыков в проведении подвижных игр и игровых упражнений, овладения методикой проведения игр в работе с детьми, а также расширения теоритического и практического опыта проводили мастер-класс: «Подвижные игры и игровые упражнения на координацию движений для детей старшего дошкольного возраста», семинар-практикум «Взаимосвязь ритмической гимнастики и координации движения».

Для их проведения была подобрана фонотека музыкальных произведений, и для включения в физкультурные минутки, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, составлена картотека музыкально-ритмических движений.

Итак, организация занятий ритмической гимнастикой совершенствует не только двигательные умения и навыки, но и развивает координацию движений у дошкольников.

Литература:

  1. Колодницкий Г.А. музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: учебно-0методическое пособие для педагогов /Г. А. Колодницкий – Москва: Гном-Пресс, 2000 — 64с.
  2. Кузьменко М.В. Воздействие комплексов ритмической гимнастики на физическую подготовленность дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В, Кузьменко – Малаховка, 2002 – 24л.
  3. Михайлова С.Н. развитие координации движений у детей 6-7 лет как основа повышения их физической подготовленности: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Михайлова – Ленинрград 1990 – 26с.
  4. Фирилева Ж.Е. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей / Ж.Е. Фирилева,. Г. Сайкина – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2000 – 352с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год