Автор: Пчелина Светлана Поликарповна, инструктор по физкультуре МБДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида», г.Муром. Предлагаю вам описание использования в двигательной деятельности упражнений, игр с мячом как эффективной оздоровительной практики в ПРОЕКТЕ «В КОРОЛЕВСТВЕ ВОЛШЕБНЫХ МЯЧЕЙ» для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал поможет вам способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Разработка проекта может быть использована инструкторами по физической культуре, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов и родителями. ПРОЕКТ «В КОРОЛЕВСТВЕ ВОЛШЕБНЫХ МЯЧЕЙ» ТЕМА ПРОЕКТА: использование занятий и упражнений с мячом как эффективной физкультурно-оздоровительной практики; ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: повышать двигательную активность детей, улучшать координацию и регуляцию мышечных усилий, развивать общую и тонкую моторику рук, укреплять здоровье детей средствами игр и упражнений с мячом; повышать эффективность детско-родительских отношений в спортивно-игровой деятельности.
ЗАДАЧИ: Оздоровительные: · Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; · Способствовать совершенствованию функций организма; повышать его защитные свойств, с использованием мяча, как предмета для игр, упражнений, массажа; формировать правильную осанку; создавать условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц; Образовательные: · Формировать двигательные умения и навыки детей в процессе упражнений и игр с мячом; · Создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности; · Развивать глазомер, координацию движений. · Формировать интерес к играм с мячом, приобщать детей к познанию истории развития мяча, использовать экспонаты мини-музея мяча ДОУ; · Использовать интегрированное обучение детей в условиях реализации физкультурно-оздоровительного проекта (игровая деятельность, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, прогулка, совместная деятельность педагога с детьми); Воспитательные: · Способствовать воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, в физических упражнениях и играх; · Побуждать использовать игры с мячом в самостоятельной деятельности; · Содействовать овладению родителями игровой технологией, направленной на воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности; использовать совместные физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья; ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: · снижение уровня заболеваемости; · повышение уровня физической подготовленности; · развитие крупных и мелких мышц ребёнка; · увеличение подвижности в суставах, пальцах и кистях рук; · укрепление позвоночника; · выработка хорошей осанки; КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: · диагностика физической подготовленности, физических качеств; · диагностика познавательного развития; · выявление индекса здоровья; МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: · изучение методической литературы (Л.Н.Волошина «Играйте на здоровье», М., 2004 г., Е А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат», М., 2010 г., О.Н. Моргунова «»Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Воронеж, 2005 г., Н.И. Николаева «Школа мяча», Санкт-Петербург, 2008 г.,), нормативно правовых и программных документов (Закон РФ «Об образовании», Закон «О физической культуре и спорте РФ», опыта работы других детских садов (Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование В ДОУ», М., 2010 г., Л. Медведева, В. Баранова «Использование гимнастических мячей», Нижний Новгород, ж. «Дошкольное образование», №6, 2005 г.) ; · контроль и наблюдение за детьми; · опросы, анкетирование, диагностика; · анализ данных мониторинга эффективности физкультурно- оздоровительной работы; · интеграция образовательных областей. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ЕЕ РАЗРАБОТКИ: Физкультурно-оздоровительный проект «В королевстве волшебных мячей» был разработан не случайно. Почему я выбрала именно мяч? Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек детей. В Древней Греции, Риме, Египте, Древней Руси он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, обладал волшебной силой. Происхождение слова «мяч» связано со словами: мягкий, мякоть, мякиш. То есть мяч – это мягкий шар. Он проходит через все периоды жизни ребенка, начиная с младенчества, заканчивая школьным возрастом. Мяч – это прообраз мироздания. Сначала ребенок рассматривает, поворачивает перед собой мячик, удерживая его двумя руками. Позже он радуется, удивляется и даже сердится, что мяч убегает от него и призывает к движению. Дальше у ребенка появляется желание не просто бросать и катать мяч, а делать это определенным образом, И, наконец, мяч становится основой для важной социальной способности: принимать и отдавать. Все мы хорошо знаем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника. Мяч, как удобная динамическая игрушка, занимает особое место в развитии ребенка. Игры с мячом способствуют развитию общей двигательной активности, развитию глазомера, координации, мышечной силы, тонкой моторики руки. У ребенка быстрее развиваются различные функции мозга, развивается речь, усиливается работа важнейших органов. Играя с мячом, ребенок накапливает необходимый ему практический двигательный опыт, открывает для себя возможности экспериментирования с предметом. Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике мячу уделяется недостаточное внимание. Создавая проект, я попыталась выработать новые подходы в решении проблемы оздоровления детей с использованием игр и упражнений с мячом на занятиях и в повседневной жизни. Анализируя работу по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей, я столкнулась с определёнными трудностями, а именно: · не всегда удаётся сформировать у детей устойчивые двигательные навыки и потребность в здоровом образе жизни; · зачастую взаимодействие всех участников педагогического процесса (воспитателей, специалистов и родителей) в решении задач, связанных с приобщение детей к физической культуре, спорту, формированию здорового образа жизни, разобщено; · не до конца реализуется потребность детей в движении; Каковы причины возникновения данных проблем? Давая нашим детям больше знаний, умений и навыков, мы упускаем из виду воспитание физически и психически здорового ребёнка, а ведь главной задачей детского сада является подготовка детей к школе, в том числе и физическая. В статье доктора педагогических наук Л.Волошиной (ж. «Д.в.», №2, 2011г.) отмечается, что по данным современных исследований около 20% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости. 30-40% детей составляют группу риска с точки зрения психических нарушений. 21% имеют дефекты речи, и 74% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Школьные учителя сетуют на недостаточное развитие тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, необходимых для овладения ручкой и карандашом в качестве графического инструмента. В решении этой проблемы могут помочь только физические упражнения. Причем, они будут действенны только в том случае, если доставляют детям удовольствие, доступны и интересны. И мяч в этом случае является универсальным тренажером, и начинать заниматься с ним нужно как можно раньше. Опираясь на выше изложенное, я разработала проект и назвала его «В КОРОЛЕВСТВЕ ВОЛШЕБНЫХ МЯЧЕЙ». АВТОР ПРОЕКТА: - инструктор по физкультуре УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: - дети старшей группы; - музыкальный руководитель; - старшая медсестра; - родители. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ · постановка проблемы, определение целей и задач проектной деятельности на педсоветах; · изучение педагогической литературы, периодической печати, специальной литературы, Интернета и других информационных носителей по данной теме; · изучение личного семейного опыта участников проекта и опыта работы нашего ДОУ; · изучение состояния здоровья детей и их распределение по группам здоровья; · подбор форм и методов совместной работы врача, медсестры, воспитателя и специалистов на заседаниях группы участников проекта; · разработка перспективного плана работы с детьми и родителями воспитателей и специалистов (заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физкультуре, медсестра оздоровительных групп); · проведение теоретических и практических семинаров; · проведение диагностики на основе разработанных диагностических карт для выявления у детей знаний, умений и навыков действий с мячом. · создание «музея мяча» совместно с родителями и педагогами детского сада через выставки, презентации, фотомонтажи, папки-передвижки, альбомы, приобретение и изготовление мячей силами сотрудников и родителей. II ЭТАП – ОСНОВНОЙ: Этот этап включает в себя практическое осуществление проекта: · проведение занятий, игр, досугов, праздников с детьми и родителями; · закрепление умений и навыков в играх и упражнениях с мячом в повседневной жизни; · совместная работа педагога с детьми; · приобщение родителей к участию в досугах, праздниках, групповых мероприятиях; · экскурсии в «Мини-музея мяча»; III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: На этом этапе мы проведем: · анализ полученных результатов по физическому воспитанию детей и сравнение с контрольной группой; · мониторинг анкетирования родителей; · Анализ заболеваемости. Презентация проекта: спортивный праздник « В КОРОЛЕВСТВЕ ВОЛШЕБНЫХ МЯЧЕЙ»
|