Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
Спорт, тренировки
Автор: Юналиева Татьяна Александровна   
28.10.2016 19:38

Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольниковРоль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

В настоящее время, очень малое значение уделяется подвижной игре, как основному средству комплексного развития ребёнка – его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости, сообразительности.

Подвижная игра, как правило, является основной формой работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Преимущество их заключается в том, что они вызывают у детей сильные эмоции, чувство удовольствия радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подвижная игра носит коллективный характер и включает в себя все виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание и др. В подвижных играх у ребёнка развиваются такие физические качества как: ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, а также расширяется общий кругозор детей, используются знания об окружающем мире, о человеческих поступках, о поведении животных; пополняется словарный запас; совершенствуются психические процессы.

Очень важная роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилию деятельности костно – мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее ребёнок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками. Складывающиеся в подвижных играх ситуации, которые всё время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование, например: двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого – то, а воспитателю позволяет использовать их для формирования социального поведения. Успешное решение задач физического воспитания и развитие общественного поведения связаны у дошкольников с двигательной активностью, проявлением самостоятельности и самоорганизации. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе.

Важнейший мотив переключения внимания ребёнка на действия сверстника – оценка результатов выполнения двигательной задачи. Когда в поле зрения играющих попадает удачное выполнение задания каким – либо участником, их поведение начинает меняться. В совместной деятельности проявляется потребность дошкольников в самовыражении и самоутверждении.

Для формирования дружеских взаимоотношений, каждый ребёнок должен усвоить правила, которым необходимо подчиняться и соответствующим образом реагировать на сигнал – это организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё поведение, позволяет избежать возникновение конфликтов в самостоятельной детской двигательной деятельности. Осознание значимости действий по правилам приводит к тому, что дети не только сами руководствуются ими, но и требуют строгого их выполнения со стороны всех играющих, и нередко делают это с применением физической силы.

Вот один из примеров в моей практике. На занятии физкультуры, я предложила ребятам поиграть «Кто больше собьёт кеглей мячом». Было обозначено место, где стояли кегли, очерчена линия старта, с которой должно осуществляться действие. Дети по очереди бросали мяч, и каждый громко радовался в случае удачи. А Максим, взяв мяч, стал сбивать кегли, но пытался выполнить действие с ближнего расстояния и заступил за черту. Ребята, спокойно сделали ему замечание и показали, откуда надо бросать. Но, Максим, не реагируя на замечание, бросил мяч и сбил кеглю. После него, бросил Захар, от обозначенной линии и не попал. Он побежал, взял мяч и возвращаясь, преградил путь Максиму, который готовился снова выполнить бросок с ближнего расстояния. Захар стал отталкивать Максима, толкая его до тех пор, пока Максим не оказался за чертой. Потом Максим оценив, что попасть с такого расстояния трудно, снова переступил линию. Тогда все ребята, включились в восстановление справедливости. Под давлением сверстников, Максим, вынужден был уйти из игры. Во избежании таких ситуаций, необходимо приучать участников совместной деятельности, следовать общеустановленным правилам. В этом случае, ребёнок, приобретает опыт разрешения конфликтов и установления взаимоотношений в соответствии с нравственными нормами. Наиболее эффективным способом для побуждения к подчинению общим правилам, являются не только разъяснения, беседа, но и приёмы, активизирующие ребёнка при создании условий для выполнения физических упражнений, а также, включение его в контроль, за действиями других участников. Так, детей, которые при бросании, прокатывании мяча заступали за обозначенную линию, можно попросить обозначить место начала движений, и объяснить, зачем проведена линия, или назначить судьями, чтобы при выполнении движений другими детьми, они определяли, можно ли засчитать результат, не зашёл ли игрок за линию. Данные приёмы очень быстро приведут к отсутствию подобных нарушений, тем самым можно избежать возникновение конфликтов, а следовательно увеличится продолжительность бессюжетных подвижных игр и не будет причин удалять желающих из совместной игры. Важно при этом не только помочь дошкольникам овладеть нормами поведения, но и обеспечить удовлетворение интересов каждого отдельного ребёнка, особенно тогда, когда его умения оказываются недостаточными для достижения положительного результата и он, реально оценивая свои возможности, может не включиться в совместную деятельность. Стремление победить нередко у таких детей приводит к нарушению общеустановленных правил, что создаёт конфликтную ситуацию. Поэтому в совместной деятельности необходимо предлагать вариативное решение двигательной задачи и сам ребёнок должен определить для себя способ действий в рамках установленных правил.

У старших дошкольников появляется интерес к совместной деятельности, в небольших группах, повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки для формирования организованного поведения. По мере расширения двигательного опыта, они сначала находят партнёра для совместных действий, а затем приступают к созданию условий для выполнения физических упражнений. Такое поведение характерно для инициативных детей по отношению к дружески расположенным сверстникам. Эти контакты благоприятны для развития двигательной деятельности у дошкольников, реализации творческих замыслов и формирования целеустремлённости, положительных взаимоотношений при достижении цели.

Особое место у старших дошкольников занимают игры соревновательного характера, в которых каждый ребёнок старается показать свои умения, получить признание. При этом важно формировать сочувствие к неудачам других, радость за общий успех. В командных играх большое значение имеет направленность активности, мотивы, которыми руководствуются дети в своей деятельности. Хотя продукт деятельности общий, однако, вклад каждого в общее дело не одинаков. Коллективные дела не только сплачивают детей, но имеют определяющее значение в формировании личности дошкольника, развитии стремления приложить достаточно усердия, умения, знаний для доведения задания до конца и получения высокого результата, в совместном деле. На установление товарищеских взаимоотношений оказывает влияние правильная оценка деятельности каждого из детей и степень их активности. Характер отношений в детском коллективе и направленность активности среди прочих факторов определяются структурой игры и условиями проведения.

По характеру взаимосвязи деятельности детей в командных подвижных играх можно выделить следующие группы игр:

  1. Игры, в которых победа команды является простой суммой результативных действий её членов.
  2. Игры, основанные на парном соревновании.
  3. Игры, в которых присутствует выручка членов своей команды.
  4. Игры, в которых действия каждого следующего участника служат продолжением действий предыдущих.
  5. Игры – эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений, но каждый член команды осуществляет одно из них.

Анализ построения представленных групп командных подвижных игр с элементами соревнования свидетельствует о том, что каждая из них предъявляет специфические требования к объединению детей для достижения общей цели, выполнению двигательных действий, а это оказывает влияние на установление взаимоотношений между членами группы. Усложнение требований можно представить следующим образом: от проявления старательности ребёнком для достижения положительного результата командой, к выполнению движения лучше и быстрее других, взаимовыручке, совместным действиям и учёту индивидуальных способностей и возможностей каждого в совместной деятельности.

Глубокие медицинские исследования показали, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему миру. Ведь активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма.

Подвижная игра, для детей дошкольного возраста, важна и жизненно необходима.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год