Старший воспитатель МАДОУ д/с № 87 «Кораблик» г. Белгород Ткачева Татьяна Григорьевна Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей дошкольников. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста. Это решается не только в системе физкультурно - оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования традиций здорового образа жизни. С целью развития олимпийского образования дошкольников были определены следующие задачи: • формирование у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, спортивными играми и танцами;
• развитие у детей представление о физических способностях человека; • развитие у детей интереса к различным видам спорта; • формирование у детей представления об Олимпийских играх; • знакомство детей с историей Олимпийского движения; • совершенствование формы взаимодействия детского сада и семьи по олимпийскому образованию физического развития детей. Для решения поставленных задач был использован проектный метод, направленный на интеграцию образовательных областей, на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания здорового, физически развитого ребенка. Взаимосвязь познавательного и физического развития является примером такой интеграции. В работу по Олимпийскому образованию дошкольников были вовлечены: • дети от 3 до 7 лет; • родители воспитанников; • воспитатели 2 младших, средних, старших и подготовительных к школе групп; • медицинские работники ДОУ; • заведующая и старший воспитатель; • инструктор по физической культуре; При организации работы по реализации проекта были использованы следующие формы, направленные на интеграцию образовательных областей, которые представлены ниже. Двигательная деятельность - физические упражнения в зале и на прогулке, физминутки и динамические переменки. Также использовались: гимнастика, подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования, эстафеты, народные подвижные игры, спортивные упражнения в ДОУ, спортивные упражнения вне ДОУ, двигательные загадки, туристический слет, Малые Олимпийские игры: лето, зима, Дни здоровья «Если хочешь быть здоров», Спортивные досуги: «Круговая тренировка», «Мы спортсмены» Участие в спортивных и танцевально-спортивных конкурсах и фестивалях: городские - «Золушка и маленький принц», «Аэробика – королева спорта», «Малые баскетбольные игры» Игровая деятельность представлена сюжетно-ролевыми играми («Спортивная тренировка», «Туристы»), театрализованными играми (игры-имитации «Футболисты», «Хоккеисты»), инсценировками («Ледниковый период»), играми со строительным материалом (строительными наборами, конструкторами - «Стадион», природным материалом: песком, снегом - «Снежная горка», «Авторалли», дидактическими играми (с предметами, настольно-печатные, словесные - о летних и зимних видах спорта, спортивном инвентаре, здоровом образе жизни - «Что нужно спортсмену?», «Какой это вид спорта?», «Назови летние и зимние виды спорта», «Сложи картинку (биатлонист, хоккеист)», «Выбери игры …с мячом, ракеткой, сеткой», «Найди спортсмена по описанию»), интеллектуальными развивающими играми (головоломки, лабиринты, смекалки, на спортивную тематику). Коммуникативная деятельность – это свободное общение на спортивные темы. Художественно - речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц о спорте; лозунгов, девизов для своей команды, беседы «Откуда пришли Олимпийские игры?» Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью у вратаря», «Спортивный комментатор» Придумывание этюдов для театрализации: «Зверобика», «Лесной стадион». Познавательно-исследовательская деятельность, исследования (Почему Олимпиада является международным соревнованием?, Почему Олимпийские игры праздник для спортсменов и зрителей?, Как стать олимпийским чемпионом?, рассматривание, обследование, наблюдение («Мячи такие разные», «Ракетки, сетки, обручи», «Щитки хоккеиста и футболиста», «Маски и шлемы для спортсменов», «Спортивная одежда»), решение проблемных ситуаций («Капитан спортивной команды – кто он, какой?»), создание эмблем (для Олимпиады в Сочи, соревнований «Весенняя капель»), просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, презентаций, детских телепередач о спорте с последующим обсуждением. Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях о спорте и спортсменах, о древней Олимпиаде, об олимпийских чемпионах Белгорода, о спортивных сооружениях своего родного города. Создание тематических альбомов, коллажей, газет («Моя спортивная семья», «Прогулка в любую погоду», «Спорт глазами детей»), оформление тематических выставок («Любимая команда», «Клюшки не только в хоккее», «Стадионы мира», «Мой спортивный район»), уголок природы (газон для стадиона на окне), создание коллекций (значков, эмблем Олимпийских игр), фотоколлекция («Знаменитые Олимпийские чемпионы России», «Мы - олимпийцы», «Вместе с папой, вместе с мамой»). Поисково-исследовательские проекты «Олимпийские игры» Продуктивная деятельность – это рисование, аппликация, лепка, («Мой веселый звонкий мяч», «Мой любимый вид спорта». Раскраски, шаблоны, трафареты «Спорт и спортивные атрибуты», «Зверята на стадионе». Лепка: «Футболисты», «Мячи», «Фигуристы». Художественный труд, это изготовление поделок своими руками (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.): Конструирование («Снежные горки», «Снежные лабиринты», «Стадион»). Музыкально-художественная деятельность – слушание (спортивных маршей, Олимпийских гимнов разных стран), шумовой оркестр («Болельщики на стадионе»), двигательные, пластические, танцевальные этюды на спортивные темы, концерты (показательные выступления детей, посещающих спортивные секции), Чтение художественной литературы и детских энциклопедий (на спортивную тематику), рассматривание иллюстраций о спорте, Олимпиаде, придумывание и рисование собственных иллюстраций, просмотр мультфильмов, детских презентаций, создание спортивных афиш, оформление тематических выставок. Трудовая деятельность Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд Формы работы с педагогами и родителями по Олимпийскому образованию направлены на практическое освоение игровых технологий в образовательной области «Физическая культура». Это технологии обучения детским спортивным играм (элементы спортивных игр во дворе своего дома), сотрудничеству и работе в команде (соревнования, эстафеты), обмену родительским опытом активного семейного отдыха (пешие походы, походы в отпуске и в выходной день), создание семейных проектов, определение индивидуальных маршрутов спортивно-одаренных детей (выбор спортивной секции). В ходе реализации проекта по Олимпийскому образованию дошкольников использовался ряд форм работы с родительским коллективом. Родителям была представлена информационная копилка: «Детские олимпийские игры на площадке», «Что рассказать детям об Олимпийском движении», «Олимпийская символика», «Зимние спортивные упражнения с детьми», и др., проводились совместные викторины, игры-забавы родителей и детей («Веселая Олимпиада», «Знатоки спорта, «Олимпийские загадки»), мастер-классы («Детские олимпийские игры на площадке», «Парные упражнения с ребенком» - с использованием спортивно-игровых технологий «Ритмопластика», «Сафи-дансе», «Фитбол - гимнастика»), совместные творческие работы («Спорт глазами детей», «Режим дня», «Здоровое питание»); выпуск газет («Олимпийские чемпионы России», «Спорт глазами детей»), была организована выставка спортивных достижений (семейные альбомы, медали, грамоты под девизом «Спортом все мы занимались»), фотовыставка («Наши выпускники – победы в спорте»), фотоочет и материал на сайте ДОУ (участники спортивных соревнований), выпуск тематических журналов семейного опыта («Наш спортивный выходной», «Наша спортивная семья», «Пешие прогулки с ребенком по району и городу», «Наши спортивные традиции»); проводились совместные спортивные мероприятия (досуги «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе весело шагать»; подвижные игры на участке «Играем вместе с ребенком»; туристический слет «Весенний поход», Масленица – народные подвижные игры, зимние спортивные развлечения детей и родителей). Для решения определенных задач проекта было проведено анкетирование родителей («Спортивный уголок дома», «В какие игры играете с ребенком дома?», «Игры Вашего детства»). Так же были организованы экскурсии к спортивным сооружениям Белгорода, совместное посещение спортивных соревнований. Результатом работы стало: • повышение познавательного интереса к занятиям физической культурой; • увеличилось количество детей старшего дошкольного возраста имеющих высокий уровень физического развития; • повысился уровень компетентности педагогического персонала по вопросам здорового образа жизни; • повысился уровень культуры здоровья участников образовательного процесса; • дети научились оценивать свои спортивные достижения, красоту тела и духа; Планируется создать в детском саду «Музей спортивных игр», где будет представлены спортивные экспонаты, спортивные награды воспитанников детского сада и членов их семей, материалы спортивной жизни Белгорода. В создании музея примут активное участие в сборе экспонатов родители, сотрудники детского сада. Выбранное нами направление по Олимпийскому образованию позволяет более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников, так как играет важную роль в совершенствовании физической культуры ребёнка. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из наших воспитанников будет прославлять наш Белгород и Россию на олимпийских играх.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: • Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9, 2009.-6с • Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005.- 105с • Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-120с
|