ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Чепрасова Светлана Андреевна | |||
06.09.2024 21:22 | |||
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности развития физических способностей у детей старшего школьного возраста. Основной акцент сделан на увеличении силы и выносливости, развитии координации и баланса, улучшении гибкости и пластичности, развитии скорости и реакции, а также усовершенствовании техники в спортивных видах. Эти ключевые аспекты помогут родителям, учителям и тренерам лучше понять и поддержать физическое развитие детей старшего школьного возраста, способствуя их здоровью и активному образу жизни. Ключевыеслова: сила, гибкость, старший дошкольный возраст, особенности развития организма, физические способности, координация. Физическое развитие играет ключевую роль в общем развитии детей, особенно в старшем школьном возрасте. В этот период происходят значительные изменения в физических способностях детей, их силе, выносливости, координации движений и гибкости. Следует отметить следующие особенности развития физических способностей в старшем школьном возрасте:
Юношеский возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 –12 сми тяжелее на 5 –8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. В старшем школьном возрасте дети продолжают укреплять свои мышцы и развивать выносливость. Они способны выполнить более сложные физические упражнения и улучшить свои показатели в спортивных играх. В этом возрасте дети становятся более уверенными в своих движениях и улучшают свою координацию. Они могут лучше контролировать свое тело и выполнять сложные движения, такие как прыжки, балансирование и метание. В старшем школьном возрасте дети также развивают свою гибкость и пластичность. Они могут выполнять более сложные упражнения по растяжке и гибкости, что способствует улучшению общего физического состояния. Ю.Ф. Курамшин, С.М. Гузь отмечают, что возраст 13-17 лет характеризуется наибольшим приростом максимальной силы. Целенаправленное использование силовых упражнений в физическом воспитании школьников старших классов, наряду с развитием других физических качеств, позволит с большей эффективностью воздействовать на уровень физической подготовленности [8; 9]. Дети старшего школьного возраста улучшают свою скорость движений и реакции на внешние стимулы. Они могут быстро отреагировать на изменяющуюся обстановку и выполнять задачи с минимальным временным интервалом. Исследуя развитие гибкости у школьников, необходимо иметь в виду, что подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет. Эластичность и растяжимость мышечного и сухожильно-связочного аппаратов в этом возрасте обеспечивает стабилизацию гибкости. При благоприятных условиях развитие гибкости происходит до 16-17 лет [7; 8]. В реальности решение задач физического воспитания молодого поколения в рамках традиционно сложившейся системы обучения обусловлено рядом взаимосвязанныхфакторов. Так, снижение объема двигательной активности школьников приводит к ослаблению здоровья и ухудшению показателей физического развития, что, в конечном счете, отражается на низком уровне физической подготовленности учащихся средних и старших классов. В старшем школьном возрасте дети могут сосредоточиться на определенных видах спорта и усовершенствовать свою технику в них. Они могут принимать участие в соревнованиях и развивать свои спортивные навыки. Понимание этих особенностей развития физических способностей в старшем школьном возрасте поможет родителям, учителям и тренерам создать эффективные программы физического развития для детей и поддерживать их здоровье и активный образ жизни. Таким образом, в исследовании сделан основной акцент на увеличении силы и выносливости, развитии координации и баланса, улучшении гибкости и пластичности, развитии скорости и реакции, а также усовершенствовании техники в спортивных видах. Эти ключевые аспекты помогут родителям, учителям и тренерам лучше понять и поддержать физическое развитие детей старшего школьного возраста, способствуя их здоровью и активному образу жизни. Список литературы
|