«Использование схем в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Манейло Мария Ивановна | |||
13.12.2023 15:54 | |||
«Использование схем в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста» Инструктор по физической культуре МАДОУ детский сад № 76 г.Ангарск, Иркутской области Манейло Мария Ивановна Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворять естественную потребность детей в движении, добиваться сохранения и укрепления здоровья, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего развития детей и воспитания у нихпотребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Основоположник отечественной системы физического воспитания Петр Францевич Лесгафтрассматривал физические упражнения не только как средство физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. В своих трудах он писал: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».
Лесгафт уделял большое внимание развитию у детей самостоятельности. Он считал, что очень важно создавать такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, проявлять личную инициативу в размышлениях и в действиях. В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» Пётр Францевичпоказал, как важно сочетание свободы деятельности детей и разумного руководства взрослых. В многочисленных исследованиях педагогов и психологов так же говорится о том, что необходимо учить ребёнка действовать самостоятельно. В отечественной педагогике и психологии эту проблему исследовали и изучали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Я.Л. Коломенский, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.Я. Сергеева, А.Д. Шатова и др. Сегодня не подлежат сомнению их выводы о том, что уже на ступени дошкольного детства формируются предпосылки будущей деятельности. А умело руководимая взрослыми деятельность детей оказывает существенное влияние на развитие нравственно-волевых, интеллектуальных, физических качеств ребенка. В современной системе дошкольного образования не меньшее значение уделяется развитию самостоятельности и инициативности детей. Так, например, в процессе освоения дошкольниками образовательной области «физическое развитие» должны создаваться условия, которые способствуют осмыслению материала, стремлению ребёнка понять, запомнить, воспроизвести движение, овладеть способами выполнения упражнения. Для развития у детей инициативы и самостоятельности в двигательной сфере разработаны и используются в работе комплекты карточек со схематичным изображением. Цельразработанного материала прослеживается вформировании у детей способности самостоятельно организовывать и выполнять движения, упражнения и игры, схематично обозначенные на карточках. Использование схем позволяет учитывать особенности наглядно – образного мышления дошкольников. Дети очень легко и быстро понимают схематичные изображения и с успехом пользуются ими, строят свои действия, пользуясь схемой. Освоение различных символов и знаков помогает ребенку анализировать, замечать важные характеристики объектов, сравнивать, устанавливать различие и сходство с другими объектами. Многие психологи утверждают, что работа со схемами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень. Карточки со схематичным изображением строевых и общеразвивающих упражнений, основных видов движений, спортивных упражнений, подвижных игр используются во всех формах работы с детьми. Дети, опираясь на схемы, самостоятельно перестраиваются, распределяются на команды, расставляют пособия, выполняют различные движения и упражнения, и т.д. При составлении карточек-схем я ориентируюсь на определённые требования: - движение (упражнение, игра) должны быть знакомы детям (на стадии закрепления или совершенствования навыка) и адекватны возрасту. Если движение не знакомо детям, они не смогут его выполнить. - карточки должны быть составлены в одном стиле (необходимо использовать для обозначения конкретного движения один и тот же символ). Например, для обозначения движения вверх я использую стрелку на всех карточках. Если я заменю этот символ другим, это вызовет замешательство у детей. - изображение должно хорошо видно на расстоянии. Желательно использовать формат А3, А4; изображение и символы должны быть яркими и чётко прорисованы. При первом знакомстве детейсо схемой- объясняем условные обозначения и принцип ее использования. Карточки со схемами вывешиваем до начала или во время проведения занятия. Это зависит от цели и содержания проводимого физкультурно-оздоровительного мероприятия. Крепятся карточки-схемы на магнитные доски, расположенные по периметру спортивного зала, или вставляются в специальные пластиковые карманы, расположенные вокруг чаши бассейна. Использование схем решает сразу несколько задач: схемы повышают интерес к предстоящей деятельности, позволяют разнообразить деятельность на физкультурных занятиях и в кружковой работе, активизируют детей в двигательной деятельности, помогают добиваться более техничного выполнения упражнений. Использование схем сопровождается воздействием на эмоциональную сферу детей, пробуждает интерес при выполнении тех или иных упражнений, игр. Согласно образовательной программедетского сада, были подобраны строевые и общеразвивающие упражнениядля разных возрастных групп и оформлены схематично (составлена картотека). В работе с детьми используются схемы выполнения упражнений изкниг Людмилы Ивановны Пензулаевой «Физическая культура в детском саду», а также авторские. Использование схем очень помогает при закреплении основных видов движений. На схеме упражнение разложено на отдельные элементы (фазы) и ребёнок может наблюдать в какой последовательности осуществляется формирование навыка. Разработан комплект карточек-схем по всем видам основных движений (равновесие, прыжки, метание, ползание, лазание). Для закрепления материала предлагаю воспитателямиспользовать схемы в самостоятельной двигательной деятельности в группе и на прогулке. Работа со схемами позволяет использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать игры со сверстниками, подчиняться правилам. Дети самостоятельно и творчески используют весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов деятельности. Схемы очень помогают при проведении занятий в разновозрастной группе. Использование карточек – схем позволяет включить каждого ребенка в активную деятельность на занятии. При проведении индивидуальной работы схемы так же с успехом используются. Так, например, если ребёнок плохо овладевает движением, он получает карточку с изображением подводящего упражнения. При выполнении упражнения он может ориентироваться на правильность выполнения. Или, наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно. Данный метод позволяет закреплять и совершенствовать движения. Использование схем позволяет учитывать индивидуальные особенности и уровень развития детей, дифференцировать нагрузку в зависимости от возраста и физической подготовленности. Главное, при подборе упражнений распределять нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности. Очень помогают карточки-схемы при проведении кружковой работы по плаванию и лыжной подготовке. Просматривая схему, ребёнок имеет возможность подробно рассмотреть положение рук и ног во время выполнения упражнения, их перемещение. При составлении картотек схем по плаванию использую методические разработки Т. И. Осокиной и Е.К. Вороновой, по лыжной подготовке М.П. Голощёкиной. С помощью умения детей пользоваться схемами, умению «читать» их, ориентироваться по ним, организуются физкультурные досуги, развлечения и праздники: «Зарница», «Найти клад», и другие. Эффективность и значимость использования схем определяется высокой моторной плотностью занятий, формированием умений и навыков, развитием физических качеств, стимулированием индивидуальных особенностей, развитием инициативности и самостоятельностиу детей старшего дошкольного возраста.
|