Педагогический практико-ориентированный проект «Даже малышу ГТО по плечу!" |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Мочалова Екатерина Владимировна Гончар Ольга Александровна | |||
14.01.2023 09:09 | |||
Педагогический практико-ориентированный проект «Даже малышу ГТО по плечу!" (Подготовка детей 4-5 лет к сдаче норм ГТО, через развитие основных движений и подвижные игры) Авторы-составители проекта:
МАДОУ «Детский сад «Детспорт» г. Перми России будущее – дети, В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста, которое за последние десятилетия резко ухудшилось. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей правительства РФ. В.В. Путин предложил возродить существовавшую в СССР программу физической подготовки детей и взрослых «Готов к труду и обороне» в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития каждой возрастной категории. Первая ступень Физкультурно-спортивного комплекса приходится на возраст дошкольников старше 6 лет. 24 марта 2014 года был подписан Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Разработано положение «О всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «ГТО», утвержденное постановлением правительства РФ № 540 от 11. 06. 2014г. Двигательная активность ребенка и его развитие – это принцип естественного воспитания ребенка, и ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора. Участие в мероприятиях ГТО повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО, позволит создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Нужно ли ГТО в дошкольном возрасте? Первая ступень ГТО с 6 лет. Когда же нужно начинать подготовку? Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят?
Актуальность проекта Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — начал свое действие на территории нашей страны. Обновленная расшифровка ГТО звучит так: «Горжусь тобой, Отечество!» Это название-призыв нам кажется более теплым и понятным детям. Внедрение комплекса ГТО стало приоритетным направлением в деятельности нашего детского сада МАДОУ «Детспорт». Целью, которого стали разработка и реализация комплексного подхода к здоровьесбережению детей, родителей, педагогов детского сада, как успешного фактора сохранения и укрепления здоровья, их физического психического и духовно-нравственного развития, формирование основ безопасного образа жизни. В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Физическое развитие ребенка — это, прежде всего, двигательные навыки, спортивные игры, соревнования. Участие в спортивных мероприятиях повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни детей. Подготовка и участие дошкольников в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и ощутить дух соревнований. Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России. Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, где движущей силой включения в спортивную деятельность выступает мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей участвовать в соревнованиях, интенсивно тренироваться, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока еще остаются не до конца изученным явлением. Еще менее исследованным процессом в структуре развивающейся личности остается формирование спортивной мотивации средствами игровой деятельности. Это существенно осложняет решение задачи не только вовлечь детей дошкольного и школьного возраста в занятия спортом, но и поддерживать их спортивную активность на достаточно высоком уровне, не давая ей снижаться в ситуациях, связанных с неудачами на соревнованиях, разочарованиями в полученных результатах, монотонностью и напряженностью тренировок. Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня, на наш взгляд, является актуальным и принципиальным. Именно в возрасте 4-6 лет закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Все это и натолкнуло нас на мысль, о создании проекта по реализации комплекса ГТО начиная со средней группы детского сада, через развитие двигательной активности и физической подготовленности посредством подвижных игр и автоматизации основных движений. Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное — становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра — относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». В связи с этим актуальным представляется решение проблемы: недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Низкая спортивная активность, малоподвижный образ жизни детей и их семей, отсутствие понимания культуры спорта. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска, отсутствие полезных привычек). Для того, чтобы повысить уровень физической подготовленности, снизить число часто болеющих детей, увеличить количество детей и родителей регулярно занимающихся физической культурой и спортом необходимо значительно повысить эффективность системы физического воспитания дошкольников, путём привлечения наибольшего количества воспитанников и их родителей к участию в сдаче норм ВФСК «ГТО», а также положительно мотивировать их к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО Цель проекта: Разработка и реализация комплексного подхода к здоровьесбережению детей, родителей, педагогов средней группы, как успешного фактора сохранения и укрепления здоровья, формирование активного здорового образа жизни воспитанников, создание у детей мотивации заниматься физкультурой и спортом в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Задачи:
Формы и методы реализации Формы: Создание в ДОУ системы работы по подготовке воспитанников к сдаче тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: физкультурные занятия, дни здоровья, консультативная работа, самостоятельная двигательная деятельность, физкультминутки, квесты, использование видео тренера и тренажеров, мастер-классы флешкроссы, тренинги, спортивные развлечения, физкультурные досуги, утренняя гимнастика, работа с познавательной литературой, прогулка в двигательной активности и играх, физкультурные досуги, дни здоровья, участие в соревнованиях, посещение спортивных мероприятий, встречи с тренерами и учащимися спортивных организаций и др. Методы: практические (упражнения), наглядные (объяснение и показ, схемы выполнения упражнений, видео -записи с правильно-выполненным упражнением, использование презентаций, обучающих мультфильмов, смарт-игр…), словесные, моделирование (отработка навыка при помощи кинект-приставки), игровые методы (Игры на внимательность, игры на развитие координационной, силовой и скоростно-силовой способностей, игры на улице). Ожидаемый результат:
Сроки и Этапы реализации проекта Подготовительный (сентябрь 2021 г.)
Основной (октябрь 2021 г.- апрель 2022г.) Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Работа с родителями
Заключительный (май 2022г.)
Материально – техническое обеспечение: Спортивный зал, физкультурный уголок в группе, скакалки, набивные мячи различного веса, перекладина, шведская стенка, секундомер, маты, магнитофон и USB колонка, фотоаппарат, разметка для прыжков в длину, гимнастическая скамейка и скамейка для измерения глубины наклона, теннисный мяч и т.д.
|