Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Спорт, тренировки
Автор: Колягина Анастасия Владимировна   
28.10.2020 21:29

РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИРИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: статья посвящена раскрытию возможностей «Ритмики» в формировании моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В работе рассматриваются понятия «ритмика», нарушения речи, моторные навыки.

Ключевые слова: ритмика, ритм, моторные навыки, нарушения речи, дошкольники.

Необходимость активно двигаться, которая проявляется у дошкольника, определена физиологически, производя позитивные изменения психологического и физического развития, улучшение всей функциональной системы организма. На укрепление здоровья, на физическое усовершенствование детей дошкольного возраста, и на овладение разных движений, влияют именно психофизические качества

 

Каждый год увеличивается количество детей с разнообразными нарушениями речи. Развитие речи старших дошкольников плотно связано с формированием мелкой и общей моторики, а также с ритмизацией всего организма.

Взаимосвязанность общей и речевой моторики изучали и подтвердили исследованиями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Верное и быстрое исполнение занятий для ног, туловища, рук, головы готовит развитие движений артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти) [1].

Специфика моторного развития у детей с нарушениями речи, ценность двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка, потребность в специальной коррекционно-педагогической работе по развитию у дошкольников моторных функций являются на сегодняшний день актуальными.

Под моторикой понимается череда движений, которые в своей сумме необходимы для исполнения какой-либо конкретной задачи.

В логопедии моторика разделяется на:

  • общую (крупную) моторику,
  • мелкую моторику рук,
  • артикуляционную моторику,
  • моторику мимической мускулатуры лица.

Один из факторов психологической базы для развития высших психических функций у детей это развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Моторика — это общность двигательных рефлексов, присущих детскому возрасту.

Между речевой функцией (ее двигательным, исполнительным компонентом) и общей двигательной системой существует плотная функциональная связь. Согласованная работа мозговых структур обеспечивает нормальную речь человека.

Движения с психикой имеют тесную взаимосвязь. Психика не только обуславливает движение, но и сама выражается в двигательных реакциях. Психомоторика предстает воплощением всех видов психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Способность к координации движений, именно у старших дошкольников усиливается, что неотъемлемо связано с развитием мозга, с усовершенствованием его нервной системы и обнаруживается в возрастающей возможности ребенка управлять своими движениями, контролировать и развивать их [3]. Развитие движений связано непосредственно с формированием у ребенка таких сфер как: интеллектуальная, волевая и эмоциональная

Недозрелость в формировании моторных функций выражается в затрудненности, нескладности движений пальцев и кистей рук; четкость и скоординированность движений не достаточны.

Недостаточность общей моторики более выраженно проявляется у дошкольников с нарушениями речи, при выполнении сложных движений, устанавливающих четкое управление движениями, четкой работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.

При участии речи формируются сложные движения. И наоборот, четкое, в темпе выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы готовит усовершенствование движений артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти.

У детей с нарушениями речи данного возраста моторика существенно ниже возрастной группы.

У существенной части детей снижается скорость и ловкость движений за счет двигательной недостаточности и выражается в виде отрицательной координации сложных движений, нерешительности в исполнении точно дозированных движений. В течение жизни организм человека улучшается структурно и функционально. Основой движения является двигательное умение и двигательный навык. Все движения осуществляются в определенном ритме. Значение «ритм» имеет широкую интерпретацию: говорят о ритме дыхания, ритме работы сердца, стихотворном ритме, ритме прозаической речи, ритме времени суток, года, ритме работы. Понятие "ритм" обладает основным признаком (присутствием временного или пространственного порядка правильного чередования явлений, предметов, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика — это система физических упражнений, выстроенная на союзе движений с музыкой. Ритмичные упражнения формируют чувство ритма (способность воспринимать последовательность и смену, сильных и слабых долей музыкального метра и повторить ритмический рисунок с помощью движения: постукивание ногой, качания головой. Без телесных ощущений ритма не будет воспринят ритм музыкальный, имеющий моторную и эмоциональную природу.

Основой целью ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и формирования моторных навыков двигательной сферы. Согласно цели определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи ритмики.

К коррекционным задачам можно отнести: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и усовершенствование главных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной) [2].

В образовательные задачи входит развитие двигательных умений и навыков, ознакомление с множеством движений, с пространственной организацией тела, с основными музыкальными понятиями ( «музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

Воспитательные задачи берут на себя воспитание и формирование чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание умения ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.

На ритмических занятиях развитие моторики происходит на неосознанном уровне. С помощью достигнутых успехов в развитии двигательной сферы организуется речь.

Развитие движений оказывает влияние на развитие представленных сторон интеллекта:

  • внимания (овладение сложноскоординированными физическими приемами, требует его фиксации на производимых движениях и ситуациях, попутных движениям),
  • наблюдательности (вследствие развития анализаторов),
  • находчивости и быстроте соображения (выставляются повышенные притязания к способности к скорой и соответственной двигательной ориентации в меняющейся ситуации),
  • мышления (потребность производить поиски причин положительных и отрицательных движений, переосмысливать их цель, структуру и результат и т.д.).

Неполноценность двигательных навыков, несформированность психомоторики в общем, также, как и различные нарушения речи, могут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения ребенка, на перспективах осуществления многих видов деятельности, предписывающих определенный уровень моторного и речевого развития.

Таким образом, ритмические приемы позволяют дошкольникам полноценно погрузиться в игровую сферу, воссоздать выгодную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих возможностей. Знания будут восприниматься быстрее, если их подача будет сопровождаться разнообразными движениями, что позволит активизировать формирование моторных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лескова, Г. П., Буцинская П. П., Васюкова И. Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, И. Васюкова. — М.: Просвещение, 1981. — 148 с.
  2. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Питер, 2001. — 190 с. Источники из интернета
  3. Сейтвелиева, Э. Э. Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Э. Э. Сейветлиева // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 807–809 Режим доступа: https: //moluch. ru/archive/110/27086/ (дата обращения: 04. 11. 2019).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год