ГБОУ ООШ № 7, структурного подразделения реализующего программу дошкольного учреждения расположенного по адресу: 446010, г.Сызрань, Самарская область, ул. Красильникова,59 Инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Атаманова Наталья Юрьевна Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. В последнее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья ребёнка больше, чем врач. Это не значит, что в образовательной деятельности педагоги выполняют обязанности медицинского работника. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Скачать конспект
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. В общении с ребенком многие родители испытывают трудности. Игровая деятельность и двигательная активность во многих семьях сведены к минимуму. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому я стала задумываться над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности. Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно.
Педагоги должны быть примером для своих воспитанников и родителей в вопросах здоровьясбережения и здоровьяформирования. Инструктор по физической культуре в период нахождения ребёнка в дошкольном учреждении, как никогда занимает одно из центральных мест в процессе формирования и укрепления здоровья ребёнка. В работе по физическому воспитанию детей особое внимание уделяется тесному сотрудничеству с родителями воспитанников. По мнению педагогов, успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье. ДОУ ежедневно взаимодействует с семьей, поэтому имеет возможность оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников. При этом мы считаем, что основная наша цель сформировать потребность у родителей сотрудничать с нами. Так был создан спортивный клуб «Вместе с папой, вместе с мамой», в 2012году, с привлечением активного участия родителей с целью проведения совместных мероприятиях, организованных в ДОУ, которые позволят родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье. В работе по физическому воспитанию, организованную с семьями воспитанников, я использую разнообразные формы, средства и методы.
Организация работы с родителями в рамках семейного клуба «Вместе с папой, вместе с мамой» Чтобы родители стали активными помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Основные формы взаимодействия с родителями - сложная задача, как в организационном, так и психолого - педагогическом плане. Работа клуба строится на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности; поднимаются вопросы, волнующие родителей. Деятельность спортивного клуба по созданию единой системы физического воспитания ведется посредством организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи развивается по трём направлениям. 1.Информационно–аналитическое – с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами проводится анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняю занимаются ли родители спортом, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре. Так, на родительских собраниях сообщается о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, ее результатах и путях улучшения. В ряде случаев информация о ребенке должна обсуждаться только с его родителями, для этого организую индивидуальные консультации, консультации на сайте нашего ГБОУ ООШ, а также оформляю папки передвижки с различной информацией ( виды движений, комплексами ОРУ, примерами игр). Папки пополняются в течении года, в зависимости от времени года и пожеланий родителей. Организуем участие в выставках, вернисажах; выпуск газет на спортивно-оздоровительную тему; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. 2. Творческо-досуговое – это направление реализуется через активное участие родителей в подготовке праздничных мероприятий, конкурсов, любимых детьми. Во время специально организованных дней открытых дверей родители воспитанников имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, физкультурном занятии, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих и оздоровительных мероприятий, игр детей и другие режимные процессы. На открытых занятиях и практикумах родитель имеет возможность не только наблюдать образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребенка, степени управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи. Помимо открытых занятий я провожу и совместные физкультурные занятия родителей и детей, целью которых является формирование двигательных навыков у детей и обучение родителей. Такие занятия дают возможность родителям заниматься вместе с детьми; помогают создавать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения. Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают инструктору, и каждый из них – тренер своего ребёнка. В результате отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий. Воспитанники старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей. 3.Наглядно-информациионное – вовлечение родителей в изготовление наглядно-методического материала. Родители оказывают посильную помощь на подготовительном этапе организации совместных физкультурных досугов, праздников для детей и взрослых. Вместе с малышами они изготавливают атрибуты, нестандартное оборудование и инвентарь, предлагают свои идеи относительно организации и проведения праздника. Были введены дни здоровья, которые включают в себя спортивно-музыкальные развлечения, спортивные игры и упражнения, соревнования, досуги. Особенностью спортивных праздников для детей является то, что все они проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой. Семейные физкультурные досуги проходят очень эмоционально, в них много шуток, юмора, соревновательного задора. Обычно они приурочены к каким либо праздничным датам. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют теплотой, способствуют повышению авторитета родителей. Родители с удовольствием посещают клуб «Вместе с папой, вместе с мамой», проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению c детьми. Задания которые выполняют дома, способствуют повышению двигательной активности детей, помогают подтянуть отстающего в развитии движений дошкольника, скоординировать занятия по физическому воспитанию в домашних условиях. С этой целью используются консультации по методике выполнения движений, где даются комплексы упражнений с подробным описанием их правильного выполнения. Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника. Все родители прекрасно понимают, что для нормального роста развития и крепкого здоровья ребёнка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни , а в дальнейшем желание сохранять и укреплять здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формирование у дошкольника потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучше показать ребенку, как нужно относиться к физической культуре и спорту, на собственном примере. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению в нашем клубе «Вместе с папой, вместе с мамой». Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я продолжаю разрабатывать в клубе «Вместе с папой, вместе с мамой», новые формы сотрудничества. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
|