Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
Спорт, тренировки
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна   
12.08.2020 22:52

Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

Педагог – психолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка» Налиткина Татьяна Ивановна

Уважаемые родители!

Одной из главных проблем современного общества и семьи как его составляющей является ухудшение здоровья детей в результате неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов большое количество детей имеет отклонения в физическом и психическом развитии, одно из значительных мест среди которых занимает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В настоящее время из-за проявлений СДВГ многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению, поэтому данная проблема достаточно актуальна для детей, их родителей и педагогов, работающих с ними. Зачастую это происходит из-за функциональной незрелости, как правило, приводящей к школьной дезадаптации, сочетающейся с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. Как уже сказано выше, одной из причин, приводящих таким нарушениям, является наличие у ребёнка недиагностированного и нелеченного СДВГ.

 

В нашем детском саду в рамках работы групп компенсирующей направленности (для детей с ТНР и ЗПР) проводится диагностика признаков СДВГ у детей, и определяются пути коррекции СДВГ педагогом-психологом и воспитателями МДОУ. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ведется в соответствии с разработанной педагогом-психологом Программой нейропсихологической коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. На занятиях используются такие методы нейропсихологической коррекции как растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Но этого недостаточно без поддержки родителей. Поэтому я предлагаю вам дома использовать следующие воспитательные методы и способы взаимодействия с гиперактивными и невнимательными детьми.

В вашей домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект. Что это означает?

Это означает, что взрослые члены семьи во-первых, должны изменить свое поведение и отношение к ребенку. Каким образом? Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.

Поведение ребенка необходимо контролировать, но не навязывайте ему жестких правил: не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, с другой — завышенных требований к ребенку.

Хорошим методом воздействия на вашего ребенка является реакция на его действия неожиданным способом (можно пошутить, повторить действия ребенка, сфотографировать его, оставить в комнате одного и т. д.).

Свою просьбу повторяйте одними и теми же словами много раз, так как из-за невнимательности, а не по злому умыслу, ребенок может вас не услышать.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, т. е продемонстрируйте наглядно, что вы от него хотите.

Во-вторых, необходимо изменение психологического микроклимата в семье: уделяйте ребенку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей; не допускайте ссор в присутствии ребенка.

В-третьих, необходима четкая организация режима дня ребенка и места для его занятий. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Все это способствует переутомлению. Помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Организуйте поддерживающие группы, состоящие из

родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

В-четвертых, в семье может быть специальная поведенческая программа: придуманная вами вместе с детьми гибкая система вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля. Но ни в коем случае не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость в наказании, то лучше использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка. И конечно чаще хвалите ребенка. К отрицательным стимулам дети малочувствительны, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. А вот к поощрениям, наоборот, чувствительны. Поэтому с помощью поощрения вы скорее сформируете необходимые способы поведения у ребенка, нежели постоянными замечаниями, окриками и выговорами. Для воспитания ответственности составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ, которые будет выполнять ребенок.

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и

агрессией.

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка, не исправляйте за него его ошибки, чтобы он прочувствовал, какие бывают последствия от того, что забыл что-то сделать.

Постепенно расширяйте ребенку его обязанности, конечно, предварительно их с ним обсудив; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его

уровню развития, возрасту и способностям. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких частей.

Объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и

научите с ними справляться.

Помните, что словесные средства: убеждения, призывы, беседы — редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); чернильная точка на запястье ребенка ( «черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»; холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами, выговорами и помощью. Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти,

то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо положительное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание родителями проблем своего ребенка.

Очень эффективным способом корректировки СДВГ является ритмирование правого полушария – занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом). Активизировать работу стволовых отделов мозга помогают плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика. Развитию межполушарного взаимодействия способствуют восточные единоборства, кинезологические упражнения, вязание. Снимают импульсивность и гиперактивность упражнения с водой, песком и глиной; контрастный душ, обливания. Все это ребенку могут обеспечить родители.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится совместно педагогами и родителями в возрасте не позднее пяти-десяти лет. Давайте вместе поможем нашим детям преодолеть их трудности!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год