Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе: область «физическое развитие» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Дмитриева Светлана Николаевна | |||
16.04.2020 12:15 | |||
Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе: область «физическое развитие» Дмитриева С.Н., инструктор по физической культуре МБДОУ «ДСКВ №37», г. Братск Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривается как стандарт требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, в том числе требованиям к предметно-развивающей среде. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития. При переходе от ФГТ к ФГОС отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды должно являться:
С этой целью педагогами нашей творческой группы началась работа над проектом. Ценностно-ориентационный этап помог определиться нашей творческой группе с актуальностью проблемы по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды в групповых помещениях ДОУ в области «Физическое развитие» на одном из первых заседаний. Определив актуальность проблемы, мы познакомились с инновационным опытом работы других дошкольных образовательных учреждений по созданию развивающей среды в групповых помещениях в области «Физическое развитие». Целью второго этапа был анализ проблемы, определение источников информации, постановки задач проекта и распределение обязанностей в группе. Поэтому мы приступили к изучению нормативно-правовой базы проекта: познакомились с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.; с Приказом Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; с Письмом Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Затем составили план работы. На этом этапе разработали методику проведения самоанализа состояния предметно-развивающей среды в группах и распределили практические задания для каждого участника группы. Третий этап нашей работы был направлен на уточнение информации и планов деятельности. С этой целью был проведен семинар-практикум для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ условиях ФГОС ДО (область «Физическое развитие»); консультация для воспитателей «Цвет на службе здоровья» помогла определиться с цветовой гаммой будущего спортивного уголка и пособий; рекомендации для родителей «Спортивный уголок дома» помогли привлечь внимание родителей к главной проблеме проекта. На данном этапе проходило составление эскизов спортивного уголка в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагоги творческой группы выявили особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и разработали рекомендации по оснащению необходимого оборудования в игровых центрах. На четвертом этапе проекта проходила основная часть работы, направленная на его реализацию. Была проведена работа с родителями, направленная на привлечение материальных средств для реализации проекта, осуществлен заказ мебельной фирме на изготовление спортивного уголка. Параллельно шла работа по наполняемости оборудованием и пособиями в группе, где уголок уже был изготовлен до реализации проекта. Оценочно-рефлексивный этап прошел на заседании творческой группы в коллективном анализе проекта. Были подведены итоги работы, отмечены успехи и неудачные моменты в реализации задуманного. Был выполнен фотоотчет о проделанной работе. В рамках презентативного этапа была проведена защита проекта на педагогическом совете, также были определены перспективы работы по данному направлению. Проведенная нами работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в области «Физическое развитие» помогла сделать группы привлекательными для детей. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности по физическому развитию. Стоит отметить, что развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по «Физическому развитию», а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию. Список использованной литературы.
|